О превратностях творческой профессии и закулисной жизни Калининградского театра кукол журналист «СК» побеседовал с его директором Александром Перебейносом. Он возглавляет это непростое хозяйство последние 28 лет.
Судьба по распределению
— Александр Семёнович, в юности что-нибудь предвещало, что вы станете директором театра кукол?
— В юности я был полностью поглощён спортом. Но потом в моей жизни появился человек, который затащил меня в народный театр. И всё, больше я из театра не уходил. Примечательно, что жизнь в Калининграде не входила в мои планы. В 1980 году я сюда попал по распределению, чтобы открепиться и уехать в Москву. Но неожиданно для себя влюбился в этот город, да так, что решил остаться. Дальше была череда рокировок. Работа в Доме народного творчества, в драмтеатре. В конце концов, стал заместителем директора в театре кукол. Чему очень рад!
— Вы были организатором и постановщиком целой обоймы городских праздников, но потом отошли от дел. Отчего?
— Я по профессии театральный режиссёр. Когда приехал в Калининград, обратил внимание, что с городскими праздниками вакуум. А фантазий было хоть отбавляй. Поэтому впрягся в это с удовольствием. Набрал команду, чего только не придумывали: день цветов, ёлка на воде, пешеходная зона в центре города. Я пытался доказать, что не надо помпезных прологов, не надо вытаскивать на сцену чиновника и бога из него делать. Или ты делаешь праздник для людей, или пролетаешь как фанера над Парижем. Ну, а потом пошли иные тенденции — сплошной стритфуд и всеобщая едальня. Мне это не интересно и не нужно. У меня целый театр, дай бог с ним справиться.
— Драмтеатр — это соперничество, борьба за роли. Как с этим в театре кукол?
— Абсолютная противоположность! В кукольном театре в спектакле, бывает, занята вся труппа, полтруппы — в любом случае. И все друг друга поддерживают, заменяют в чём-то. Кукольный театр — это большая дружная семья.
— Самому случалось с куклой работать?
— Когда я попал в театр кукол, чтобы понять, что это такое, несколько раз отправлялся с труппой на выездной спектакль. Поводил куклу и понял, насколько это физически тяжёлый труд. Недаром кукольники, как и балетные, рано уходят на пенсию.
Справка «СК»
Александр Перебейнос родился в 1954 г. в селе Покровка Иссык-Кульской области Киргизской ССР. В 1980 г. закончил Московский государственный институт культуры. По распределению направлен в Калининград. С 1982 по 1985 гг. работал в Калининградском областном драматическом театре. С 1998 г. — директор Калининградского областного театра кукол. Заслуженный работник культуры РФ. Награждён медалью и орденом «За заслуги перед Калининградской областью». Женат, двое детей и четверо внуков.
Родители — как дети
— Актёры кукольного театра главным образом — «бойцы невидимого фронта». При том, что любой артист хочет быть известным и узнаваемым.
— Что делать, специфика профессии, к этому надо быть готовым. И не будем забывать: наш зритель — дети, их не обмануть. Сфальшивить невозможно. Должно быть и обязательное голосовое «попадание в куклу». Кукла — она живая, страдает, плачет, смеётся. Соответственно, своими голосами актёры редко разговаривают.
— Не представляю себе более сложную аудиторию, чем дети. Случаются во время спектаклей непредвиденные ситуации?
— Однажды мой сын, которому сейчас за тридцать, дико испугался Бабу-ягу и с тех пор в кукольный театр ни ногой! Мы обязаны учитывать массу нюансов. Например, резко не гасим свет, чтобы ребёнок не испугался внезапно наступившей темноты.
— У современных детей, не расстающихся с гаджетами, сохранилась непосредственность восприятия?
— Ещё как! Всё так же бурно переживают, подсказывают героям, где затаился злодей. И, что примечательно, родители часто переживают не меньше детей. Как-то я зашёл в зал посмотреть, как идёт представление. Слышу, ребёнок громко плачет, аж заходится. Я подозвал билетёра, мол, попросите маму вывести ребёнка. Она возвращается и говорит, что не желает мама уходить, хочет досмотреть до конца! Кстати, никто из взрослых во время спектакля не выходит подождать детей в фойе, сопереживают происходящее вместе с ними.
Спецэффекты с учётом психологии
— Как вы формируете репертуар? Каков критерий выбора пьес?
— Моё мнение, и режиссёры со мной согласны — практически никто ничего не пишет для детей, а если и пишут, то нечто тоскливое и не пригодное для воплощения. Поэтому ставим классику нашу и зарубежную. К тому же учитываем психологию родителей. Они часто скептически относятся к незнакомым названиям, а вот если видят что-то, любимое ими с детства, то идут.
— Стремитесь адаптироваться к современным трендам, в частности, применению технологий на сцене?
— У нас сейчас отличный технический уровень и богатые возможности. Да, я признаю спецэффекты, но при этом надо учитывать психологию детей. Надо чётко понимать, какое воздействие окажет на них тот или иной спецэффект.
— Ещё один тренд — актёры появляются на сцене вместе с куклами. Именно его вы воплощаете в проекте «Вечерняя сцена», ориентированном на взрослую аудиторию.
— Актёрская природа везде одинакова — актёр хочет играть. В нашем театре появилась Наталья Степаненко, которая предложила делать вечерние спектакли для взрослых. Мы пошли на риск. Первый же такой спектакль прошёл на ура и по сей день идёт с аншлагами. Всего в рамках проекта сейчас три спектакля, и для актёров это как глоток кислорода, они счастливы.
Молодая смена и опять ремонт
— Появляется ли молодая смена?
— Недавно приняли в труппу трёх молодых актёров. Смогли благодаря губернаторской программе, позволяющей предоставлять молодым специалистам жильё по льготной ипотеке. Жильё — это ведь ключевой вопрос, а желающих приехать в Калининград и работать в нашем театре более чем достаточно.
— Как дела с изготовлением кукол?
— Это больной вопрос! У нас есть свой цех, но мастер по производству кукол – штучная профессия. Да и само производство куклы — весьма сложный процесс. Частично занимаемся этим сами. Но также приглашаем режиссёров, которые привозят кукол, сделанных у них на базе.
— Мода на кукол меняется?
— Это, на мой взгляд, вопрос индивидуального видения художника.
— Два года назад в театре привели в порядок фасад и кровлю. Новая ремонтная эпопея маячит на горизонте?
— Ох, маячит! В 2013 году мы отремонтировали всю «нутрянку», но с тех пор всё обветшало. Так что новая эпопея не за горами.
— Под занавес немного мистики: слышала, королева Луиза (в бывшей кирхе её имени находится театр кукол. — Прим. авт.) даёт о себе знать.
— Как-то утром дежурный слесарь пришёл ко мне и рассказывает, что поздно вечером проголодался и поставил картошку варить. Проснулся от того, что его какая-то актриса в историческом наряде расталкивает, говорит: «Выключай плиту, театр спалишь!» — и исчезает. Он выключает плитку, выходит к вахтёру и интересуется, что за поздняя репетиция. Тот дико смотрит — ночь на дворе, театр пустой. А у меня на столе стоит гравюра с изображением королевы Луизы. Слесарь оторопело смотрит на неё и говорит: «Вот эта женщина меня сегодня разбудила!» Такие вот были театра кукол...
К 80-летию Калининградской области
Каждый день эти люди делают что-то важное: лечат, учат, строят, вдохновляют, помогают. Без громких слов и титулов, но с любовью к своему делу и к родному краю. В рубрике «Люди города» — истории тех, кто создаёт жизнь вокруг нас и делает Калининград особенным.