С директором Высшей школы медицины БФУ им. И. Канта, профессором онкологии Сергеем Кореневым мы побеседовали о становлении медицинского образования в области и немного об онкологии.
Начинали с отрицательных величин
- Cергей Владимирович, насколько я знаю, медицина - это ваша реализованная детская мечта?
- Медицину я выбрал потому, что о ней постоянно говорили в семье. Мама, Зоя Коренева - врач-рентгенолог. Её стаж в медицине более 54 лет, из них 33 года посвящено калининградскому здравоохранению. Многие мамины друзья и знакомые были врачами, соответственно, разговоры и мероприятия всегда были связаны с медициной. И, конечно, пример мамы - врача с большой буквы - был очень важен для меня. Школу я закончил в Калининграде, а потом долгие годы учился и работал в Москве и Смоленске. Ну а затем последовало приглашение организовать высшее медицинское образование в регионе. Мы с семьей переехали в Калининград в 2006 году, и уже более 19 лет я в режиме 24/7 живу проблемами и радостями сначала медицинского факультета, потом Медицинского института, а теперь Высшей школы медицины БФУ им.И.Канта. Сын вырос тоже во врачебной семье (мама – врач УЗИ, папа – врач-онколог). И когда он сказал, что будет поступать в медицинский, не скрою, почувствовал гордость и радость за него. Ну а сейчас он работает хирургом в БСМП и очень доволен своим выбором.
- Появление медицинского факультета в нашей области было более чем востребованным. Тем не менее, это было не простое решение?
- В области был жесткий дефицит медицинских кадров, в частности нехватка врачей на тот момент составляла около 30%. И это, не считая пенсионеров и врачей предпенсионного возраста. Кроме того, любой классический европейский университет включает медицинский факультет, как правило, он является ведущим, поскольку к нему предъявляются наиболее серьёзные требования. Инициатива создания медицинского факультета в РГУ им.И.Канта принадлежала губернатору Георгию Боосу. Горячую поддержку и большую помощь оказали ректор Андрей Клемешев и проректор Ирина Кукса. Без их содействия медицинский факультет не родился бы и не состоялся.
- Как вы восприняли предложение возглавить факультет, учитывая, что стартовать надо было с нуля?
- Конечно, я понимал всю степень ответственности. Тем более что начинали даже не с нуля, а с отрицательных величин. Для меня это был вызов – сможешь ли ты это сделать? Ну а так как я всю жизнь что-то организовывал на всех уровнях, то я решил этот вызов принять.
- Медицинское сообщество региона, как мне известно, выражало скепсис по поводу перспектив новоиспеченного факультета.
- Это еще мягко сказано. В медицинском сообществе региона в открытую говорили, что мы здесь ненадолго, и откровенно жалели студентов, которые нам поверили. Внушали им, что нет никаких предпосылок для создания полноценного учебного заведения. У многих инсинуаций была, в частности, такая неприятная подоплека. Некоторых врачей после жалоб за грубое отношение к пациентам не увольняли, поскольку заменить их было решительно некем. Понятно, что они не были заинтересованы в появлении конкурентов. В общем, это был принципиальный вопрос - доказать, что мы не временщики и что наши студенты будут достойными профессионалами. Прошли годы, и многие калининградские врачи стали отдавать своих детей учиться в наш мединститут, осознав, что здесь всё «по-взрослому».
Анатомию изучали в Гданьске
- Основа основ для студентов-медиков – изучение анатомии. Как решался этот вопрос, учитывая, что анатомички в ту пору не было?
- Первые три семестра студенты-медики обязательно изучают анатомию человека. И не на муляжах, не на плакатах, а на трупах. Тогда руководство университета предложило гениальное решение: пока у нас строилась анатомичка, студенты отправились... изучать анатомию на практике в Гданьском и Гродненском медицинских университетах. Время показало, что мы были уникальны в этом решении. Никто в России так радикально не подходил к решению проблемы. А сейчас у нас есть прекрасный специализированный комплекс.
- Какие специальности наиболее популярны среди студентов и насколько это совпадает с востребованностью в области?
- Когда студенты только поступают, наиболее популярная специальность – это хирургия. Но затем приоритеты начинаются меняться. Сейчас в медицине более 90 специальностей, и по окончании шестого курса палитра сделанного выбора велика. В лидерах – терапия, кардиология, акушерство и гинекология. Это важно ещё и потому, что это наиболее востребовано в нашей области.
- В основе современного образования лежит междисциплинарность. Удаётся ли это воплощать в жизнь?
- Конечно, это основа. В медицине по-другому нельзя, ведь, как правило, больной приходит не с одной болезнью. Например, если вы хотите стать хорошим гинекологом, то должны знать ультразвуковую диагностику, онкологию, урологию, генетику и множество других дисциплин. Сейчас в медицину активно внедряются различного рода биотехнологические исследования, биоинженерия, биоинформатика, кибернетика и так далее. Будущее медицинского образования лежит на стыке специальностей.
- Закончив мединститут, выпускники, с места в карьер, приступают к лечению. Не чревато ли это последствиями для пациентов?
- Это не так. На пути к пациенту у студентов длинная дорога. Они учатся 6 лет, причем учатся с преподавателями «у постели больного», получают диплом. Но это не подразумевает автоматического допуска к пациентам. Выпускник должен быть аккредитован независимой комиссией на допуск к профессии. В нашем регионе аккредитацию проводит Врачебная Палата. Причём никто из наших преподавателей не имеет права быть членом этой комиссии. Прошедший аккредитацию выпускник получает право работать участковым терапевтом или участковым педиатром. Но не имеет права работать неврологом, хирургом или гинекологом - для этого нужна ординатура. Это два года, а по некоторым специальностям, например, в сердечно-сосудистой хирургии или в нейрохирургии - 3 года, а в пластической хирургии - 5 лет. Так что абитуриентам следует отдавать себе отчёт, что дорога будет длинной и тернистой...
Задача общелечебной сети
- Предполагаю, что выпускники из прагматических соображений стремятся работать в частных клиниках. Насколько реально приблизить уровень государственных медицинских учреждений к частным?
- Вопрос неоднозначный. Во-первых, единицы выпускников сразу идут в частные клиники, потому что они прекрасно понимают, что для их работы потребуется большой опыт «на земле», то есть на участке, в поликлинике, в стационаре. Во-вторых, и государственные, и частные медицинские учреждения очень разные. Например, какие частные клиники в области могут не просто сравниться, а приблизиться к сравнению с Кардиоцентром в Родниках или с Онкологическим центром? Ответ очевиден – никто! А ведь это государственные клиники.
- Нередко пациенты с онкосимптомами первый визит наносят не к онкологам, а к врачам общелечебной сети. Насколько реально принцип онконастороженности воплощается в жизнь?
- По нашей официальной статистике, лишь в 5-6% случаев пациент с подозрением на рак сразу приходит к онкологу. В подавляющем большинстве идут к терапевту, гинекологу, хирургу и т.д. А дальше перед пациентом несколько дорог (и это зависит от врача «первого контакта»): или он уходит на динамическое наблюдение, или его лечат от другого заболевания, или ставят правильный диагноз и начинают лечить предрак или рак. Ведь рак не возникает так, что вы вечером уснули абсолютно здоровым, а утром проснулись с заболеванием. В среднем период роста злокачественной опухоли с момента зарождения до момента появления первых клинических симптомов составляет примерно восемь-десять лет. А задача врачей общелечебной сети — найти и своевременно диагностировать не только рак, но и предраковые заболевания. Следовательно, чем грамотнее терапевты, гинекологи, хирурги, тем меньше будет онкологических больных. И большинство врачей добросовестно следуют принципу онконастороженности.
- Как пациент время от времени я сталкивалась с обескураживающей чёрствостью медперсонала. Как и многие из моего окружения. Внушается ли студентам мысль о необходимости эмпатии?
- Несомненно. Это обязательный компонент современного медицинского образования. Надеюсь, что наших выпускников обвинить в черствости повода не будет.
Справка «СК»
Сергей Владимирович Коренев – доктор медицинских наук, профессор. В 1985 г. с отличием закончил Смоленский государственный медицинский институт. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию в МНИОИ им. П. А. Герцена (Москва), в 2005 г. - докторскую диссертацию в МРНЦ РАМН (Обнинск). С 2006 г. - директор Медицинского института (сейчас Высшая школа медицины) БФУ им. И. Канта. Заслуженный врач России. Врач-онколог высшей категории. Награждён медалью и орденом «За заслуги перед Калининградской областью».
Бесплатная ординатура — по распределению: что ждёт будущих врачей - мнение эксперта.
К 80-летию Калининградской области
Каждый день эти люди делают что-то важное: лечат, учат, строят, вдохновляют, помогают. Без громких слов и титулов, но с любовью к своему делу и к родному краю. В рубрике «Люди города» - истории тех, кто создаёт жизнь вокруг нас и делает Калининград особенным.