В России спор о том, когда же пора доставать ёлку, разворачивается каждый декабрь. Но за этим, казалось бы, бытовым вопросом стоит удивительная история — от петровских указов до кёнигсбергских ярмарок, где праздничные ёлки сияли задолго до советских традиций.
Российская традиция: от Петра I до наших дней
Сегодня большинство россиян ставит ёлку в промежутке с 10 по 25 декабря, чтобы создать атмосферу ожидания праздника задолго до новогодней ночи. Но сама традиция пришла к нам не в XX веке, куда раньше.
Согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года предписывалось украшать улицы и ворота домов хвойными ветвями (сосновыми, еловыми и можжевеловыми) в честь празднования Нового года 1 января.
Украшения из хвои носили преимущественно внешний характер — их размещали на улицах, у ворот и на домах знатных людей. Для простых горожан предписывалось «хотя по древцу или ветве на вороты или над хороминою своею поставить».
После смерти Петра I эта традиция постепенно забылась. Распространение обычая ставить и наряжать ёлку в домах в России связано с влиянием немецкой культуры, особенно среди немецких переселенцев в Санкт-Петербурге. Первая рождественская ёлка в императорском дворце была установлена в 1817 году по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I.
И уже к середине века ёлки уверенно перекочевали в дома дворян, а затем — купцов и образованной публики. В начале XX века они стали по-настоящему массовыми.
Советский период изменил акценты: ёлка стала не рождественской, а новогодней, и именно тогда сформировалась привычка наряжать её ближе к 31 декабря.
Две главные ёлки города
В Кёнигсберге тоже понимали, что без елочки праздник – не праздник, поэтому устанавливали в городе две главные елки. Вернее, главной считалась та елка, что стояла на Мюнценплатц (это в районе современной Центральной площади у Дома Советов), однако елка на Альтштадтском рынке была, как правило, выше – до третьего этажа. И отмечали прежде всего не Новый год, а Рождество.
Задолго до праздника в городе начиналась знаменитая Христова ярманка. Русский писатель Андрей Болотов, посетивший Кёнигсберг в 1759 году, описывал её как настоящий вечерний спектакль (орфография и стиль – XVIII века. – Прим. авт.): «В Кёнигсберге, так как и во многих других европейских немецких городах, всякий год около Рождества бывает еще одна, так называемая Христова ярманка. Она начинается в навечерие Рождества и продолжается целую неделю, и особливое имеет в себе то, что торговля производится не по дням, а только по вечерам и ночью, при огнях. Вся небольшая… площадь в Альтштадте заграмащивается лавочками, убранными разными товарами и освещенными множеством свеч и фонарей; и как торговля производится наиболее медною посудою и конфектами, то блеск огней, отпрыгивающий вкупе от чистой медной и оловянной посуды, развешанной повсюду и расстановленной по всем полкам в лавках, производит довольно приятное зрелище. Весь город дожидается ярманки сей… и не успеет наступить навечерие праздника Рождества Христова, как все лучшие мещане со всеми своими семействами и малолетными детьми съезжаются и весь вечер гуляют по рядам сих лавок».
На улицах играли оркестры, в город стекались жители окрестных деревень, а праздничная атмосфера ощущалась в каждом квартале.
Когда и как украшали ёлку в Кёнигсберге
Предрождественский период — адвент — длится четыре недели. Именно тогда в кёнигсбержских домах двери украшали еловыми ветками, внутри устанавливали ёлку, на ветки вешали конфеты, пряники, яблоки, игрушки из яичной скорлупы, бумажные цветы.
Со временем появились фабричные игрушки — особенно популярны были фигурки ангелов и женские силуэты.
А главное украшение — маленькие свечи, ровно двенадцать, по числу месяцев и апостолов. Они превращали дом в блистающий рождественский уголок, который напоминают нам страницы Гофмана и сказку «Щелкунчик».
Семейный праздник: что ставили на стол
Кёнигсбергские семьи отмечали Рождество дома как и современные калининградцы. На стол подавали флёки — пряное блюдо из рубца, клопсы — маленькие тефтельки в соусе, марципаны в форме сердечек — фирменный кёнигсбергский десерт.
И, конечно, напитки, если говорить об алкоголе — это традиционный шнапс. В Кёнигсберге понимали в нем толк и умели готовить. А еще здесь умели придумывать разным сортам шнапса запоминающиеся названия. Например, «Прегельгештанк» (вонь Прегеля) или «Блютгешвюр» (кровавая грыжа). .
Первый сорт шнапса, как пишет в одной из своих работ известный историк и искусствовед Иван Чечот, лучше всего готовили в местечке Гросс-Гольштейн (ныне поселок Прегольский). По словам Чечота, «сегодня в Калининграде этого шнапса не купишь, нет и другого сорта, как, например, «Блютгешвюр» (кровавая грыжа) – любимой выпивки грузчиков. Ее приготавливали из яичного ликера, коньяка и вишневки: как раз красное с желтым, как нарвавшая грыжа. Славилась также водка «Шпейхеррате», или «амбарная крыса».
Пора доставать коробки с игрушками?
Если учитывать историческую традицию России и Европы, ставить ёлку можно:
- после 1 декабря — по европейскому образцу (начала адвента), посвятив весь месяц созданию праздничного настроения,
- после 10–15 декабря — так делают большинство российских семей,
- в последние дни месяца — по советской привычке «на новогоднюю ночь».
Главное — чтобы в доме было тепло, уютно и слышался тот самый детский восторг, ради которого и зажигается новогодняя красавица.
Сладкое «золото» Калининграда. Марципан глазами местных и туристов.