10:00

За что задушили директора лицея

В своей квартире на улице Гагарина 20 марта 2016 года был обнаружен убитым директор калининградского лицея № 35 Владимир Кобер. 
В тот вечер первыми тревогу забили соседи. Они слышали стоны и крики о помощи, которые вскоре затихли. В глазок они увидели, как из квартиры напротив вышли трое мужчин. После этого они тут же вызвали скорую и полицию. Прибывшие по адресу медики и полицейские обнаружили, что квартира затоплена, из крана течет вода. Тут же находится растерянная женщина, у которой связаны руки скотчем и им же заклеен рот. Это была сожительница хозяина квартиры 42-летняя Ирина П. 
В спальне было найдено тело Владимира Кобера. 62-летнего директора лицея № 35 коллеги считали профессионалом, человеком, который всегда болел за родной коллектив и образование. Он имел звание заслуженного учителя России и был членом-корреспондентом Российской академии естественных наук. 

Скрытые камеры помогли раскрыть преступление
На теле Владимира Кобера были обнаружены колото-резаные ранения, руки и ноги убитого связаны скотчем. Однако причиной смерти стала механическая асфиксия – то есть жертву задушили. 
Ирина П., которая первоначально считалась свидетельницей, рассказала, что, мол, трое незнакомцев ворвались в квартиру, напали на нее, потом на сожителя и похитили ценные вещи, в том числе и крупную сумму денег, которая находилась в сейфе – около миллиона рублей. Но через несколько дней сожительница Кобера из свидетеля стала главной подозреваемой. 
Следователь Следственного управления Следственного комитета по Ленинградскому району Алексей Елисеев рассказал корреспонденту газеты «Страна Калининград», что женщина не знала об установленных в квартире камерах скрытого наблюдения. Зато их записи изучили оперативники. На них было видно, что в квартиру беспрепятственно проходят трое мужчин. Один из них проходит в комнату, где находилась женщина, и спрашивает, где ценные вещи. Та в свою очередь спокойно отвечает на заданный вопрос. 
Это стало одним из оснований подозревать Ирину в организации нападения на Владимира Кобера. Вскоре на площади Василевского были задержаны все трое сообщников Ирины. При обыске в квартирах двоих из них была найдена большая часть похищенных ценностей. На допросе женщина созналась, что преступление спланировала именно она. Но вот только речь шла вовсе не об ограблении квартиры и не об убийстве.

«Я только хотела его проучить...»
Ирина познакомилась с Владимиром два года назад. Тогда она работала риелтором, а до этого трудилась в Федеральной службе судебных приставов. По версии Ирины, ей стало известно, что сожитель проявляет особый интерес к несовершеннолетним. Якобы даже объектом «интереса» стал ее собственный 12-летний сын. На следствии она пояснила, что, заподозрив Кобера в неблаговидном поступке, она решила его проучить. 
Через общую знакомую она вышла на некоего Набилу С. Далее, как поясняла П., она попросила его организовать нападение на Кобера: связать и облить зеленкой. Только и всего. На допросе, по словам следователя, она вела себя спокойно. Но эта версия не нашла своего подтверждения. В ходе следствия были опрошены учащиеся и школьные учителя, в том числе и сын П., которого якобы домогался Владимир Кобер. Все они отрицали какую-либо нездоровую заинтересованность директора лицея к несовершеннолетним. Также были изучены флеш- карты и диски, на которых, по словам обвиняемых, якобы имелась детская порнография. Ничего подобного на информационных носителях обнаружено не было. Поэтому следствие пришло к выводу, что история с педофилией – это не более чем вымысел обвиняемых для того, чтобы предать преступлению мотив справедливого возмездия. К тому же именно в день нападения на Владимира Кобера на стенах его подъезда появились соответствующие оскорбительные надписи. Видимо, для пущей убедительности. 

18 томов и 60 экспертиз 
Расследование страшной смерти директора 35-го лицея длилось почти год. В ходе его было установлено, что мотив преступления был исключительно корыстным. В том числе и у самой П., которой по совершенной между участниками нападения договоренности должна была достаться старинная икона и компьютер сожителя. 
Трое мужчин напали на Кобера, когда тот спал. Особенно с ним не церемонились. В качестве оружия использовали часть ножниц. Затем один из них задушил Кобера. По версии следствия, это был Анатолий П. Алексей Елисеев отметил, что здесь речь идет об эксцессе исполнителя. То есть когда при общем преступном сговоре один из участников преступления совершает более тяжкое преступление, которое не предполагалось сообщниками. 
18 томов уголовного дела и более 60 всевозможных экспертиз были проведены для того, чтобы довести дело до суда. В результате Ирина П. на скамье подсудимых оказалась по обвинению в организации и пособничестве в разбое, ее сообщники Набила С. и Петр П. в разбойном нападении, а Анатолий П. пошел под суд по самому тяжелому обвинению – убийству, сопряженному с разбоем. Последний и выступил с ходатайством о том, чтобы дело рассматривал суд присяжных. 

Убийство, которого не было? 
23 августа всем четверым Калининградский областной суд вынес приговор. Согласно оглашенному накануне вердикту присяжных вина Анатолия П. в убийстве не была доказана. К такому выводу пришли 9 из 12 присяжных заседателей. В итоге все четверо получили наказания только за разбойное нападение. Ирину П. и Петра П. приговорили к девяти годам лишения свободы. Набила С. приговорен к 11 годам лишения свободы, а Анатолий П. – к 13. Наказание все подсудимые будут отбывать в колониях строгого режима. 
Тем не менее, уверен Алексей Елисеев, следствием вина причастности Анатолия П. к убийству полностью доказана. Ведь даже экспертиза показала, что асфиксия, которая стала причиной смерти, была вызвана сдавливанием шеи пальцами рук. 
А такое возможно, только если действовать умышленно. 
До сих пор не найдена и пропавшая из квартиры крупная сумма. Ирина не исключает, что деньги – около миллиона рублей – у кого-то из ее сообщников. Те в свою очередь предполагают, что это она их похитила еще до нападения. 


Громкое преступление произошло 20 марта прошлого года в этом доме на улице Гагарина. Здесь у Владимира Кобера (на фото) была квартира


Следователь Алексей Елисеев рассказал нашей газете о нюансах расследования

Выбор редакции