или Зарегистрироваться
Земляки
3490
0
28 января 2022

Аркадий Фельдман: «Оркестры – привилегия мегаполисов»

Нашим музыкантам приходилось совмещать творчество с физическим трудом
Художественному руководителю и дирижеру Калининградского симфонического оркестра Аркадию Фельдману в январе исполнилось 75 лет. 
Разговор корреспондента «Страны Калининград» с юбиляром получился в жанре ретроспективы тернистого пути большого оркестра в небольшом городе.

Инструменты собирали с миру по нитке

- Аркадий Айзикович, насколько я знаю, в период основания оркестр существовал в спартанских условиях.
– Именно так. Когда в 1987 году я был приглашен на должность заведующего музыкальной частью нашего драмтеатра, возникла идея создания те-атрального оркестра. Мне озвучили условия: 15 музыкантских ставок по 100 рублей. Из 15 человек сформировать симфонический коллектив нереально, поэтому с 1987 по 1990 год я набрал 35 человек – из музыкальных школ, музучилища и военных духовиков, разделив име-ющие ставки между ними.

- Как удалось привлечь людей на эти смешные деньги?
– Они откликнулись с удовольствием. Музыкантам ведь жизненно необходима сцена, и я им ее предоставил. Собирались хоть и раз в неделю, но с энтузиазмом! В результате появился первый не только в Калининграде, но и в России театральный симфонический оркестр с отличным репертуаром – музыкальными спектаклями «Эгмонт» (16+), «Пер Гюнт» (16+) и «Трехгрошовая опера» (16+).

- А кто обеспечил инструментами?
– О, это отдельная история! В подвалах театра обнаружили литавры и арфы. Что-то насобирал у военных, у знакомых позаимствовал сломанные контрабасы, которые починили.

- Это байка, что муниципальным оркестром вы стали благодаря имени Ленина?
– Нет. В 1990 году раздается звонок из обкома партии – мы хотели бы провести торжественное собрание, посвященное 120-летию со дня рождения Ленина, и хотели бы, чтобы играл ваш оркестр. Почему бы нет? Мы согласились и исполнили Бетховена, Моцарта, Чайковского. Когда сыграли, зал встал. Меня приглашают за сцену и спрашивают, не хотели бы мы стать муниципальным оркестром? Да, хотели бы. И вскоре получили этот статус. Коллективу дали 57 ставок с окладом 170 рублей. После 50 рублей на нос это казалось роскошью! 
А вообще, оркестры – это привилегия мегаполисов.

Годы морального прессинга

- Как случилось, что в течение шести лет вы репетировали в издательстве «Янтарный сказ»?
– Какое-то время оркестр обитал в Доме искусств. Надо мной поставили военного руководителя, который ни черта не понимал в нашей специфике. 
И само помещение было абсолютно не приспособлено. Но деваться было некуда, так и мыкались. Пока однажды на торжественном мероприятии я не встретился с директором издательства Анатолием Махловым, с которым у нас были теплые отношения. «Переходи к нам, – говорит он, – на восьмом этаже зал пустует». Там мы проработали до 2004 года, причем Анатолий Федорович не брал с нас ни копейки! Без этого мы не выжили бы.

- Я была на многих ваших выступлениях, но одно из запавших в память - концерт 1995 года на Острове, когда декорацией был недостроенный собор. 
– Для меня это тоже яркое воспоминание. Знаете, что особо запомнилось? Когда мы играли Шостаковича, каркали вороны, удивительно точно попадая в колорит музыки (смеется). После этого концерта я сказал: «Надеюсь, собор скоро будет восстановлен». И ведь именно тогда процесс пошел! Еще один результат этого концерта: приглашение выступить в Германии. В 1996 году немцы прислали за нами два вагона, и мы поехали как белые люди. Между прочим, это было первое выступление русских симфонических музыкантов в Германии после войны!

- Раз уж говорим о Кафедральном соборе, стоит вспомнить о недолгом периоде вашего руководства этим учреждением. Жалеете о том отрезке жизни?
– Это был непростой период. С Игорем Одинцовым мы были в дружеских отношениях, и мне было обидно, когда его сняли. Но когда мне позвонил губернатор Николай Цуканов с предложением возглавить собор, я подумал, что это была бы замечательная площадка для выступлений нашего оркестра. А поскольку у меня к тому времени был богатейший опыт благо-устройства помещений, я стал первым делом исследовать крышу, которая была не в лучшем состоянии. Вызвал альпинистов и геодезистов. В общем, крышу в порядок привели. 
Также памятью о моем пребывании стала преображенная алтарная часть с эпитафиями – теперь это часть музейного комплекса. Тогда я был руководителем двух махин, и эти годы были для меня периодом сплошного морального прессинга. Я выдвинул идею пригласить руководителем Веру Таривердиеву и ушел с чувством огромного облегчения…

Работа с рок-группами – это семечки


- Когда в 2004 году оркестр наконец обрел постоянное помещение, все началось со строительной эпопеи. Каково это было - в привычные к смычкам руки брать шпатели, молотки и мастерки?
– Да уж, ситуация была экстремальная! Оркестру предложили восстановить собственными силами клуб поселка Октябрьского на окраине Калининграда. У него 100% износа. Я взялся за голову, увидев эту руину. Но что делать, других вариантов нет. Посовещавшись, решили: будем совмещать музыкантский труд с физическим. Работали монтерами, малярами и штукатурами в паузах между репетициями и выступлени-ями. Все, что мы зарабатывали, вкладывали во внутренние работы. 
Материалы приобретали с миру по нитке. Я нашел ткань «двунитку» недорого. Наш музыкант накрутил жестяные трубки. Купили трос. Сделали подвесные потолки. На стенах – вставки из дерева и ковролина, купленного на распродаже. И плитка положена, и башенка на крыше. Гидроизоляцию здания тоже монтировали сами. 
И так – два года! Лишь в 2006 году мэрия выделила 3 миллиона рублей на обновление фасада.

- Вы периодически делаете совместные концерты с рок-группами – тут и «Би-2», и «Агата Кристи», и «Ария». Как работается с рокерами?
–Я отвечу так: рок-группы с удовольствием сотрудничают с симфоническими оркестрами, эта практика сейчас широко распространена. Ну а для нас, если честно, это семечки (смеется).

- Вокруг имен успешных и популярных людей неизбежно циркулируют всяческие толки. Как держите удар?
– Я сам себе достаточно строгий судья. А держать удар и выстоять мне нетрудно. Потому что у меня всегда есть маяк – сама музыка.


13-Фельдман-АА.jpg
Аркадий Фельдман создал симфонический оркестр в Калининграде 35 лет назад

Справка «СК»
Аркадий Фельдман родился в 1947 г. на Украине. В 1966 г. окончил музыкальное училище в Калининграде, затем Саратовскую консерваторию. С 1974 по 1986 г. – преподаватель музыкального училища в Новомосковске. В 1986 г. вернулся в Калининград, в 1987 г. создал симфонический оркестр. Коллектив гастролирует в Германии, Италии, Испании, Австрии, Польше. Поддерживает творческие связи с Большим театром России, Московской консерваторией, театром «Геликон-опера». Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России, лауреат премии им. Канта и «Вдохновение». В 2011 г. стал почетным гражданином Калининграда.
цитата
,
:
, :
Первый в России театральный симфонический оркестр появился в Калининграде 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27