или Зарегистрироваться
Земляки
1638
0
22 августа 2018

В рейсы на «Крузенштерне» ходил медвежонок

На выставке «Соленый альбом», посвященной калининградским морякам, собраны уникальные фотографии
В последнее время о Калининграде все чаще вспоминают как о морском городе. Может, такой толчок, хотя бы и подсознательно, дало стро-ительство порта в Пионерском (что сейчас проиходит на этом курорте, читайте на стр. 4. – Прим. авт.), может, просто ностальгия, но истории моряков снова зазвучали. И одним из ярких примеров этого стала выставка «Соленый альбом», открывшаяся в арт-пространстве «Ворота».

Из архивов — в народ
У экспозиции два автора: калининградский фотограф Александр Матвеев (напомним читателям, что именно его снимки вы видите на страницах газеты «Страна Калининград») и известный не только в России, но и в мире автор из Иркутска Елена Аносова. 
Они работали в рамках арт-резиденции «Двойной взгляд» регионального Союза фотохудожников: по задумке, двум фотографам — местному и приезжему, дается одна тема и месяц на ее реализацию. На этот раз идеей было показать связь людей и моря. Александр собрал портреты молодых и бывалых моряков с их рассказами о походах. 
А Елена работала с архивными снимками и исследовала отношения людей и животных в морских экспедициях прошлого. Многие любопытные фотографии впервые вышли за рамки семейных альбомов и предстали на суд публики.

Минуты до столкновения
На открытие пришли герои почти всех фотографий — с друзьями и целыми семьями. Так что атмосфера на открытии получилась душевная: люди с удовольствием делились истори-ями, снимались на фоне стендов со своими портретами.
Никита Мартирена Гиакобе окончил Калининградский морской рыбопромышленный колледж в 2017 году, сейчас учится в БГАРФ и ходит в море помощником капитана.
– В Китайском море интенсивное судоходство: много рыбаков и сложно маневрировать. Особенно, если это сухогруз длиной 200 метров, как у нас. Есть риск столкнуться, намотать сети на винт. Бывало, что суда тонули, – рассказывает Никита. – В таких условиях обычно на рулевую вахту заступают два-три человека вместе с капитаном. Помню, нам навстречу шло большое судно с филиппинским экипажем, и их капитан никак на реагировал на наши команды. До столкновения оставалось буквально несколько минут, но они все же успели сделать резкий поворот. В такие моменты понимаешь, что работа в море – серьезное дело, с риском для жизни. 
Интересные моменты вспоминали и те, кто отдал покорению водных просторов большую часть жизни. Анатолий Шульга много лет ходил в море руководителем поисковых работ. 
– Как-то мы шли по шельфу Намибии. Я каждый день, чтобы поддерживать форму, делал гимнастику на верхнем мостике. Смотрю, как обычно, по сторонам: штиль, отлично видно побережье — серо-красноватое плато в небольшом мареве и тумане. Подумал еще, куда это мы гребем, берег ведь рядом. Даже штурмана спросил, тот молча указал мне на локатор. Оказалось, что никакого берега и в помине нет — оптическое видение, которое к обеду рассеялось, – рассказал Анатолий.

Звери на судне
Елене Аносовой удалось найти действительно уникальные снимки: например, фото капитана траулера «Острое» Валентина Рудакова с рыбой-луной, одной из самых крупных в мире, сделанное в Западной Сахаре в конце 1980-х. Или фото экипажа траулера «Русское поле» со спасенным из сетей альбатросом в Антарктиде.
– Альбатросы часто сопровождают рыболовные суда и плавбазы, ныряют за рыбой. Этот запутался в сети: моряки его спасли, сфотографировались и отпустили, – пояснила снимок из своего домашнего альбома семья Бордачевых.
Забавную историю запечатлел на снимке капитан Альберт Тереховкин.
– Мы были на промысле в Антарктике, экипаж высадился на необитаемый остров Мордвинова. Интересная получилась у нас экскурсия, мы даже видели морских слонов. Но не все смогли присоединиться, и, чтобы порадовать коллег, мы взяли несколько пингвинов с собой на борт. Любопытные птицы сами залезли в катер, охотно общались с людьми, поплавали в бассейне на нашем рефрижераторе. А потом ушли в море, – вспоминает моряк.
В рейсы с собой брали котов, собак. А на паруснике «Крузенштерн» в конце 1960-х во время Атлантической экспедиции на борту был медвежонок по имени Малышка — и этот пример не единственный. На русском флоте существовала традиция, когда над кораблями брали шефство — в советское время это были целые области или республики. Оттуда привозили подарки, в том числе медвежат. У них было свое место на борту, специальный «нянька» из экипажа. Когда животное подрастало, его отдавали в зоопарк.

Выставка «Соленый альбом» работает до 24 августа

фото авторов выставки и из архива

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

19