Калининградскому историку и краеведу Валентину Миловскому 17 сентября исполнился 81 год, а 97 лет назад – в сентябрьские дни 1914 года – на территории Восточной Пруссии кипели сражения Первой мировой войны, в которых принимал участие его отец Анатолий Федорович – кадровый офицер, полковник авиации.
– Отца давно уже нет в живых, – говорит Валентин Миловский, – а до его могилы на Гарнизонном кладбище Риги сегодня добраться непросто. И лишь рассказывая об отце, я отдаю ему хоть какую-то дань памяти.
Кровопролитная схватка
Анатолий Миловский родился в семье священника в 1891 году в Новгородской области. Отец рано умер, а поскольку к семьям священнослужителей в Царской России относились с большим пиететом, то молодому человеку была оказана всемерная поддержка при поступлении в пехотное училище города Ковно (нынешний Каунас), о котором он мечтал. В 1912 году выпускник Анатолий был назначен младшим офицером пулеметной команды 159-го Гурийского пехотного полка, он дислоцировался в Белоруссии.
28 июля 1914 года грянула I Мировая война. Был получен приказ выдвинуться на территорию Восточной Пруссии. 23-летний поручик вместе со своим полком принимает участие в Гумбинненском сражении – одной из ключевых и свирепых битв I Мировой, которая происходила восточнее Гумбиннена (нынешний Гусев). Поражение Германии в этой битве имело стратегическое значение. В частности, помешало глобальному наступлению немецких войск в Восточной Пруссии.
– В многочасовой кровопролитной схватке особенно сильно не повезло 159-му Гурийскому полку: в бою погибли 14 офицеров из 38 и 1 137 солдат из 1 963. Отец выжил чудом, – рассказывает Валентин Миловский.
В сентябре 1914-го полк с другими частями вел арьергардные бои в Восточной Пруссии. Сегодня о тех жестоких схватках напоминают многочисленные заброшенные могилы на территории Нестеровского, Гусевского и Озерского районов. За участие в военной кампании Анатолий Миловский был награжден орденом Святой Анны 4-й степени в виде шпаги с надписью «За храбрость». Впрочем, о ней – чуть позже…
Тайна старой шпаги
С 1917 года Анатолий Миловский – кадровый офицер Красной Армии. Вместе с молодой женой Ольгой Васильевной, происходящей из купеческой семьи, обосновывается в Ленинграде. В 1930 году рождается сын Валентин. Когда Валентин Миловский рассказывает о питерском детстве на улице Гатчинской, у него загораются глаза. Общение с отцом придавало тем годам особые краски.
– Отец был амбициозен и деятелен. Приобретение новых знаний и навыков было его страстью, – рассказывает Валентин Анатольевич. – Он заканчивает летную школу и тут же создает «Наставление по бомбометанию в Красной Армии» – это практически первая инструкция на данную тему в военной истории. За этот труд отец был удостоен двух наградных часов – от Тухачевского и Ворошилова. По вечерам, отдыхая от трудов, Анатолий Миловский под аккомпанемент пианино пел старинные романсы. Романтизм был не просто составляющей его характера, а образом жизни. Как-то раз пообещал маме Валентина во время полета на самолете сбросить ее туфлю на балкон родной квартиры. Сказано – сделано! Промахнулся совсем чуть-чуть: туфля упала на тротуар под балконом.
О дореволюционном прошлом отец рассказывал сыну скупо – боялся за родных. Основания имелись: на дворе стояли 1930-е – разгар террора. И надо ж было так случиться, что именно в эту тревожную пору прошлое властно напомнило о себе.
– Шел 1939 год, – вспоминает Валентин Анатольевич. – У всех на устах были события советско-финской войны. В городе опасались налетов финской авиации. Поэтому было предписано очистить подвалы от залежей хлама. Когда разбирали подвал дома на Гатчинской, Валентин в числе других мальчишек, любопытствуя, крутился рядом. Вдруг увидел – в углу что-то блеснуло. Взял неизвестный предмет в руки, всмотрелся. То был обломок наградной шпаги. На эфесе надпись: «За храбрость». Когда мальчик со своей находкой радостно забежал в квартиру, чтобы похвастаться перед мамой и бабушкой (отец был на работе), нависло странное молчание.
– Дай сюда, это не игрушка, – сказала мама.
Больше Валентин шпагу не видел. Лишь годы спустя понял: не желая расставаться с драгоценной реликвией, отец ее спрятал... Умер Анатолий Миловский в Риге в 1965 году, где преподавал в военном летном училище.
Круг замкнулся
В 1954 году по окончании Ленинградского высшего военно-морского училища Валентина Миловского распределили на Балтфлот. Круг замкнулся: сын приехал служить на землю, некогда отвоеванную отцом. В 1996 году демобилизовался в звании капитана 1 ранга и с тех пор работает методистом по краеведению Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.
– Интерес к истории у меня с детства, – рассказывает Валентин Анатольевич. –Будучи курсантом, часами пропадал в Эрмитаже, у меня до сих пор хранятся блокноты с записями, сделанными в музейных залах. Да, конечно, уроки истории в Эрмитаже – это сильно. И все же главный урок истории для меня – безупречный жизненный путь отца – русского офицера Анатолия Миловского.