Реконструкция продлится несколько лет, но это не повод не открывать двери для посетителей: постоянно работают уже две выставки – «Легенды каменных львов: история здания биржи XIX века» в фойе и «Калинин-град-Кёнигсберг: мост над временем» на втором этаже. На прошлой неделе к ним прибавилась третья.
Не единственные, но редкие
В новом отремонтированном зале с колоннами и паркетом коллекционеры Павел Башмаков и Сергей Робачевский из питерской галереи современного искусства PS Gallery представили графику Сальвадора Дали.
В выставку «Сюрреализм — это Я» вошло 120 подлинников испанского гения. Это оттиски гравюр, которые существуют не в единственном экземпляре, но остаются редкими и были выпущены самим автором в ограниченном количестве.
– Как именно мы перевозим картины — секрет, скажу лишь только, что для этого есть специальное оборудование. Пока выставляем свои коллекции только в России, но есть планы показывать их и иностранному зрителю, – рассказал Павел Башмаков. – Дали мы собираем уже восемь лет, так что то, что вы видите в зале, – лишь небольшая часть коллекции, всего работ раза в три больше. Мечтаем приобрести серию Дали «Капричос» по творчеству Гойи – всего 80 гравюр, которые стоят больше 100 тысяч евро (весной нам удалось купить 19 из них на аукци-оне). И серию «Японские сказки», но она такая редкая, что еще ни разу не видел ее в продаже.
На выставке в Калининграде можно насладиться известными сериями великого художника «Воспоминания Казановы», «Дон Кихот Ламанчский», «Божественная комедия», «Фауст» и другими. С каждой из них связана своя занимательная история – их на открытии рассказали коллекционеры, которые сами и провели первую экскурсию.
– Например, серии «Божественная комедия» могло не быть: ее к юбилею Данте Сальвадору Дали заказало правительство Италии, но местное поп-арт сообщество возмутилось: как так, итальянский гений, а иллюстрации будет делать испанец! Так что, когда художник уже начал выполнять заказ, перед ним извинились и от работ отказались. Хорошо, что нашлись друзья во Франции, которые и выпустили серию там, – делится Павел Башмаков. – Всего работ сто: эскиз к ним автор сделал за полгода, но в целом на создание серии ушло 15 лет. Из них 9,5 лет Дали изготавливал деревянные доски, с которых потом делали оттиски — к каждой из работ прилагалось до ста досок (после все их уничтожали). Потом еще 4,5 года мастера на специальном оборудовании переносили оттиски на ручной выделки бумагу.
Стрелял по камням краской
Не менее любопытна история, связанная с серией «Дон Кихот Ламанчский». Дали долго не хотел браться за этот заказ, а когда за большие деньги все же согласился, сказал, что сделает его без своих рук – вообще не прикоснется к работам. И обещание выполнил: он поставил на берегу Сены в Париже литографские камни, одолжил у товарища средневековое ружье, для которого специально сделали пули с тушью. И затем с корабля художник стрелял по камням – получались кляксы, которые видны в каждом рисунке. Уже потом в эти кляксы он вписывал образы из романа и так изобрел новый стиль литографской техники – булетизм.
Кроме графики, на выставке можно увидеть редкие снимки – портреты художника, сделанные его современниками. И побывать в мультимедийной зоне: в специально выстроенном для этой экспозиции темном пространстве картины Дали «оживают» и рассказывают о жизни своего автора.
– Как-то великий художник сказал, что не стоит понимать Сальвадора Дали – он сам себя не понимает. Надо просто наслаждаться и получать удовольствие от просмотра – этого вам и желаю, – пригласил калининградцев на выставку владелец коллекции.
