Около года назад 12-летняя калининградка завтракала в одном из уютных лондонских кафе с родителями и наблюдала, как за соседним столиком мальчика с болезнью Дауна приветливо обслуживает и совершенно не сердится на его «неряшливость» официант.
После чего девочка с сочувствием и гордостью произнесла: «Как хорошо, что у нас нет таких детей...». Мама-архитектор Татьяна Самаргина подумала иначе: «Конечно, есть, но где? Ведь встретить их на улицах – редкость». Она нашла и теперь чем может помогает детскому дому-интернату «Аистенок» Полесского района.
«Люди-невидимки»
Таких учреждений в нашей области несколько. Дети там, словно «невидимки», живут своей обособленной жизнью, и о ней знают немногие – это специалисты. А они любят, страдают, занимаются творчеством, работой, но при этом так хотят увидеть маму и прижаться к ней.
– К нам попадают дети в возрасте от 4 до 18 лет. Сегодня их 130 человек, – рассказывает заместитель директора Полесского дома-интерната по реабилитационной работе Галина Докучаева. – Ребята сложные, с серьезными патологиями мозга. Это «отказники», дети, чьи родители лишены родительских прав, из домов ребенка. Среди них 38, у которых есть мамы, папы. Таких деток должны забирать домой на выходные, каникулы, но… родители разные. Вот только недавно подбегала девочка, плакала, когда же приедет мама. Семь деток находятся в особом отделении милосердия – это совсем неходячие.
Золотые руки
С воспитанниками усиленно занимаются логопеды, они под присмотром психиатров и педиатров. Дети получают образование по специальной программе, занимаются в тренажерном зале, театральной и танцевальной студиях. Несмотря на все патологии, у таких детей золотые руки. Поэтому основное направление их развития – это трудотерапия.
В интернате швейная мастерская, оснащенная всем необходимым столярная мастерская. В столярной мастерской мальчишек учат вырезать по дереву. Часть работ продают – это беседки, декоративные колодцы и мельницы, детские кубики, скамеечки, стулья. За последний год интернат заработал около одного миллиона рублей.
Коридоры и комнаты в интернате украшены поделками, сделанными детьми, есть мини-огород, цветники. Детишек вывозят на отдых на косу, в Отрадное, в другие места. На это идут средства из ежемесячного пособия – 1 900 рублей. В конце года деньги суммируются, и появляется возможность выехать.
– Была интересная ситуация, когда мы ехали с детьми на экскурсию в Москву на поезде, – продолжает Галина Николаевна. – Так случилось, что в одном вагоне с нашими ребятами ехали и одаренные дети-лицеисты. Так их сопровождающие «замаялись» за ними бегать, наши же тихонько занимались вязанием и другим творчеством, отлично вели себя в ресторане. Но, поверьте, это возможно только благодаря постоянной, ежедневной работе преподавателей. Чаще всего энтузиастов.
Дети разные, например, умеренно психически больные могут читать, писать и даже учатся в общеобразовательной школе, но каждый по своей специально разработанной программе. Они понимают, что такое деньги, и могут делать покупки. С разрешения органов опеки покупаем им мобильники – обычно это основное пожелание на день рождения. Общаются.
Самая главная проблема, что после окончания интерната (после 18 лет) таким детям некуда было идти, кроме единственного варианта – взрослого психоневрологического диспансера. А ведь они могут и работать, сами себя обслуживать, не лишены дееспособности. Кого-то забирают родители, но это очень редко: за последний год из 12 выпускников таких всего двое.
Построить бы часовню и вырастить сад
В 2010 году директор интерната Петр Докучаев впечатлился примером из жизни инвалидов в Германии.
– Мы посмотрели на специальные заводы и общежития для них. И решили, что подобное возможно и у нас. Честно сказать, было сложно, – говорит Петр Докучаев. – Даже чиновники были против, но мы решились. И за два года немецко-польское общество дружбы построило нам общежитие на 24 места, в котором сегодня живут 18 выпускников. Готовят себе, работают, ухаживают за двором, сами оплачивают коммуналку и питание. Поначалу мы очень боялись, а как они сами будут включать телевизор и так далее, но все получилось. После выпуска ребят сначала заселяем пробно, так как не у каждого получается жить самостоятельно. Но многие справляются.
В планах интерната – строительство часовни.
– Так получилось, что о вере с детьми стала разговаривать наша бывшая учительница, и дети потянулись. Надо видеть, как они ее слушают – как зачарованные, – рассказывает Галина Михайловна. – Поэтому на территории мы решили построить небольшую часовню. Но смысл еще и в том, чтобы дети участвовали посильно в ее строительстве.
– Есть еще одна мечта, – подхватывает Петр Николаевич. – На месте старого немецкого сада – он находится недалеко от общежития – вырастить новый. Есть уже и бизнес-план (директор по образованию экономист. – Прим. авт.). Надо вложить 33 млн, чтобы снести старый сад и засадить новый. Уже через 5 лет он должен себя окупить. Кажется нереальным, но главное – иметь мечту! Ведь и столярного цеха и общежития у нас еще 5 лет назад тоже не было.
– Есть и проблемы, – продолжает Докучаев. – Дорога, ведущая к зданию интерната, до ума не доведена. Это сегодня сухо, еще можно проехать, а зимой и в дожди сюда не едут даже такси. Говорят, извините, дальше пешком. Рядом со зданием мы подлатали дорогу – сами дети укладывали строительный мусор.
– Дело в том, что в планах на следующий год проведение по этой улице водо- и газопровода. Поэтому сегодня ремонтировать дорогу бессмысленно. Но о проблеме я услышал, временно подсыплем ее песком, – прокомментировал корреспонденту «Страны Калининград» ситуацию глава Полесского района Игорь Болсун.
Не хватает личного
Выходные у Докучаевых (они супруги) – это дни звонков, выпускникам надо поделиться происходящим, посоветоваться. При том, что у них своих 4 взрослых детей и 8 внуков. На вопрос, как на все хватает времени, они отвечают: «Делаем и делаем, потому что надо делать. Эти дети беззащитны, им могут помочь только жалость и доброта».
Единственное, чего не хватает воспитанникам, – присутствия в их жизни настоящей семьи и чего-то личного. Они привязываются моментально, стоит только оказать особенное внимание. А потом ночами ревут в подушку. В отличие от обычных эти 130 детей не любят каникулы и выходные. Ведь интенсивных занятий летом нет, а в выходные с ними остается только нянечка.
Только цифры
Сегодня в Калининградской области, по данным министерства соцполитики, живет 2 851 ребенок-инвалид.
Если хотите помочь
Адрес интерната: Полесск, ул. Театральная, 21. Телефон 8 (40158) 3-55-41.