Напомним, 18 июня власти Литвы запретили доставку в наш регион попавших под европейские санкции товаров. Под запретом – железнодорожные перевозки от 40 до 50% видов грузов, которые доставляли к нам из других регионов России.
В опубликованном 4 июля интервью газете «Ведомости» (16+) губернатор Алиханов признал, что ситуация сложная.
– Возможно, это и не блокада в полном смысле этого слова, но когда вам запрещают ввозить стройматериалы, а морской фрахт из-за этого сильно дорожает – то это, конечно, блокада. Да, запрет не распространяется на продукты питания, но без того же цемента мы не можем строить ни школы, ни больницы. То есть это вопрос нормального существования миллиона с лишним человек и экономики нашего региона, – отметил он.
Отвечая на вопрос о том, запрет на транзит каких товаров критичен, губернатор сказал:
– Цемент. В моменте для нас это наиболее неприятно. Еще металлы. У нас весной начались перебои в поставках цемента, потому что европейцы начали принимать санкции, под которые попали лизинговые компании, владеющие вагонами, перевозящими цемент. Тогда три недели был дефицит цемента. Потом мы поменяли эти компании и наладили поставки.
Склоняются к компромиссу?
На прошлой неделе появилась информация (об этом, в частности, сообщили «Известия» (18+) со ссылкой на Reuters. – Прим. авт.), что в ближайшее время транзит санкционных товаров возобновится.По словам источников агентства, европейские чиновники склоняются к компромиссному соглашению с Литвой, чтобы разрядить конфликт с Россией.
«Еврокомиссия (ЕК) в ближайшие дни опубликует уточнения по вопросу перевозок в Калининградскую область из регионов РФ, суть которых сводится к тому, что Москва имеет право использовать транзит для всех товаров. Об этом сообщил журнал Der Spiegel со ссылкой на собственные источники, – проинформировало 2 июля информационное агентство ТАСС (18+). – По данным издания, в документе ЕК пропишет, что подпадающие под санкции товары Россия сможет перевозить в Калининград только в том объеме, который транспортировался до начала специальной военной операции на Украине. Тем самым Брюссель намеревается не допустить, чтобы через Калининград Москва экспортировала такую продукцию в другие страны. В то же время в особых случаях, если речь идет, например, о ремонте шлюзов и т. п., будет разрешено превышать объемы перевозок. Еврокомиссия будет ориентироваться на таможенные документы Литвы последних лет».
Ответные меры преждевременны
Губернатор области Антон Алиханов рассчитывает на скорую отмену ограничений. В упомянутом уже интервью «Ведомостям» (16+) он обрисовал три пути выхода из ситуации:– Первое – по линии МИД добиться изменений в санкционном пакете, чтобы ограничения были сняты. Второе – вывод новых судов на линию, связывающую Калининградскую область с основной территорией России, а также субсидирование морского тарифа, чтобы продукция не становилась дороже.
Третий путь, по словам главы региона, ответные меры, предложения по которым уже передал в правительство и администрацию президента. В чем они, собственно, заключаются, Алиханов не уточнил, но отметил, что вводить их пока преждевременно.
Кремль, насколько можно судить, рассчитывает на скорое разрешение проблемы.
«Мы ждем урегулирования этой ситуации. Как мы уже неоднократно говорили, мы надеемся на лучшее, но и обдумываем различные сценарии в случае худшего развития события», – цитирует пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова РБК (18+).
По словам руководителя занимающейся грузоперевозками фирмы Мэлса Боциева, ситу-ация по сравнению с прошлой неделей не изменилась.
– Перечь санкционных товаров всем известен, и сейчас никто не хочет рисковать, пытаясь провезти их в Калининградскую область, – говорит он. – Тем не менее очереди на въезд в Калининградскую область большие. Но они немаленькие и на выезде из нее. И это нам, перевозчикам, довольно трудно понять. Ладно в Литве задержки, на это существует сто причин. Но свои-то могли бы побыстрее работать!
В пресс-службе Калининградской областной таможни с такой постановкой вопроса не согласны. И заверяют, что таможенники работают в штатном режиме.
Там корреспонденту «Страны Калининград» напомнили, что после того, как закрылся на ремонт погранпереход в Советске, пункт в Чернышевском остался единственным в области. Его проектная пропускная способность – 150 машин в сутки в обе стороны. Однако он пропускает гораздо больше.
Кроме того, как пояснила и.о. руководителя отделения по связям с общественностью Калининградской областной таможни Ксения Джумабекова, очередь на выезд из региона связана с задержкой в работе сопредельной, то есть литовской стороны, из-за сбоев в программном обеспечении. В итоге машины, пройдя проверку на нашей стороне, скапливаются на нейтральной территории.
– Сегодня была ситуация, когда литовские таможенники за два часа приняли семь автомобилей, хотя обычно принимают по десять машин за час. С нашей же стороны задержек нет, – заверила она, добавив, что на пункт пропуска «Чернышевское» прикомандировано более 60 сотрудников. Работают дополнительные окна. Сейчас их на выезд девять, а на въезд – шесть.
Согласно официальным данным, к утру 4 июля сотрудниками пункта пропуска «Чернышевское» оформлено за минувшие сутки 267 грузовиков, следовавших в Литву, и 205 машин, направлявшихся на территорию Калининградской области. Выезда из РФ ожидало 210 транспортных средств, въезда – 120.
Перечень санкционных товаров всем известен, и перевозчики не хотят рисковать
В тему
В начале июля Калининград, как сообщает телеграм-канал «Паромное сообщение Балтийск – Усть-Луга», отправился сухогруз «Урса Майор» («Ursa Major») с партией груза, ранее не пропущенного Литвой железнодорожным маршрутом. Всего на борт судна в порту Усть-Луги было погружено около 400 тонн металлоконструкций, в том числе для строительства Международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в Пионерском. Этим же рейсом было отправлено 39 единиц накатной техники и 64 40-футовых контейнера.
поделиться