или Зарегистрироваться
Наш край
1706
0
11 октября 2019

Калининградский квест

Еще ни в одном фильме Дом Советов не был представлен столь поэтично, как в полудокументальном-полуигровом эссе Ирины Рёриг
Если до сих пор компьютерной бродилки-квеста по Калининграду нет, этот пробел срочно нужно восполнить, потому что город с такой многослойной историей и навороченной архитектурой идеально для него подходит.

Поэтичный Дом Советов
25 сентября в рамках Фестиваля культуры российских немцев в Калининграде состоялся показ фильма «Калининградский квест», так называемый предпросмотр режиссерской версии в русском варианте. Кроме него, будет еще версия на английском языке для мирового проката и на немецком – родном языке автора. 
Немецкая кинодокументалистка Ирина Рёриг родилась в Мюнхене, среди ее предков артисты оперы, театра, художники. Она изучала классический балет и много лет занималась хореографией в Берлине. Одна из постановок называется «Даниил Хармс и синяя птица», и точно так же – «Дер Блауэ Фогель», «Синяя птица» была названа кинокомпания в Берлине, под маркой которой выходят в свет ее фильмы. В 2002 году Рёриг выпустила свой дебютный фильм «Автобус в Россию». В 2013 году на российском кинофестивале «Артдокфест» состоялась премьера фильма «Патриотки / Три героини в поисках родины», где также речь шла о России. Этот фильм был включен в программу «Территории кино – 2014», германо-российского кинодокументального фестиваля в Калининграде – так Ирина Рёриг впервые оказалась у Дома Советов…
Бетонная громадина, недострой, доставшийся Калининграду в наследство от эпохи брежневского застоя, предстает в этом полуторачасовом повествовании в образе мистического замка. Где-то в его подземельях скрыт Святой Грааль, чаша древнего завета, которую разыскивает благородный рыцарь Парцифаль. Только этот рыцарь – всего лишь аватарка в компьютерной игре, которой увлечен актер калининградского театра по имени Сергей. Кстати, в реальной жизни исполнителя главной роли действительно зовут Сергей Борисов, и он самый настоящий актер Калининградского областного драматического театра. Как и прочие исполнители ролей в этом фильме-квесте: Любовь Орлова, Геннадий Филиппенко, Антон Захаров и многие другие.

Профессор и крановщик 
Закадрового текста нет, все действие разворачивается в диалогах, в сценах полувиртуальной, полуреальной игры, но прежде всего в пространных интервью. О судьбе Калининграда-Кёнигсберга, о его странном прошлом и зыбком будущем рассуждают известные калининградцы – архитектор Артур Сарниц, профессор университета Владимир Гильманов, культуролог Александр Попадин. Но и они по воле режиссера иногда становятся героями игры. Так, литератор Попадин, неожиданно надев проволочный цилиндр и вооружившись зонтиком, сопровождает двух нелепых персонажей, похожих на заблудившихся туристов. Ого, да это же Берлиоз и Иван Бездомный, персонажи булгаковского «Мастера и Маргариты»! А человек в цилиндре цитирует знаменитые воландовские слова о завтраке с Иммануилом Кантом и приглашает гостей города пройти в... Хм, куда? То ли за забор, оставшийся от фан-зоны после чемпионата мира по футболу, то ли в некое иное измерение.
Там, в осыпающихся стенах Дома Советов, прогуливается профессор БФУ имени Канта Владимир Гильманов и говорит. При просмотре фильма порой возникало ощущение, что это не документальное кино, а видеолекция о кантовской философии, популярный ютьюбовский формат. Вслед за рассказчиком мы перемещаемся между этажами, силясь не отстать от его размашистого шага и витиеватой речи. Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно...
Гораздо проще понять крановщика Александра Коробейникова, одного из строителей Дома Советов. Камера следует за ним, за его руками, когда он жестикулирует, объясняя: вот здесь должна была стоять трибуна для партийных руководителей высшего звена, вот тут – для публики попроще… Башенный кран на стройплощадке был высотой в восемьдесят метров. Помните? Пожалуй, нет! В Калининграде выросло уже целое поколение горожан, для которых Дом Советов – это архитектурный монстр с выбитыми стеклами. Но для его строителя это все еще самый главный объект его жизни.
В какой-то мере это так и для Артура Сарница, архитектора, мечта которого – восстановить Альтштадт и Кёнигсбергский замок. В компьютерах мечта уже сбылась, есть уже и модели, их даже потрогать можно. Правда, перенести мечту в реальность сложно.

Гений места
Виртуальные видения сталкиваются с суровой (простите за банальность) прозой жизни на каждом шагу, камера подмечает все выбоины на дорогах, трещинки, пыль – но она же завороженно следит за плеском волн на берегу возле Бальги. Она с восхищением глядит на радостную публику, собравшуюся на концерте в сквере возле Калининградского драматического театра. Она незаметно следует за мальчиком, шлепающим босыми ногами по кромке прибоя. Это – молодой Иммануил Кант. Его роль исполнил сын Ирины, Фридрих Ауфхаузер. И, пожалуй, это важнейшая фигура в фильме, потому что, по авторской мысли, именно Кант является подлинным «гением места» и Кёнигсберга, и Калининграда. И именно о нем снят этот фильм. Кант и есть наш Грааль.
Да, фильм «Калининградский квест» – не черно-белое кино, где все понятно, четко. Здесь больше вопросов, размышлений, чем однозначных утверждений. А ответов нет вообще, их зритель должен найти сам. Как в любой игре, калининградский квест придется проходить самостоятельно.
Творческому коллективу предстоит еще завершение работ над фильмом, полное озвучание всех трех версий, устранение мелких недочетов. Впереди заявки на кинофестивали. Официальный релиз планируется в 2020 году.

21-квест.jpg
Признание Ирины Рёриг: «Planet-TV», приз документального кино, 2003 г., главный приз Фестиваля документального кино в Саратове, 2004 г.

Светлана Колбанёва, [email protected]
фото предоставлено Ириной Рёриг 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1