или Зарегистрироваться
Наш край
2145
0
06 октября 2016

Знакомьтесь - ворота в никуда и невидимки

Сегодня мы путешествуем  по парку Победы и его окрестностям 
К сожалению, Калининград с каждым годом все больше напоминает маленькую Москву. Это в том смысле, что застройка становится плотнее, движение на улицах интенсивней, пробки длиннее. 
От   тихого,  сонного, по-прибалтийски флегматичного города, каким был Калининград в конце 80-х, сегодня мало что осталось. Но, к счастью, у нас еще хватает уголков, где можно отдохнуть от этой почти столичной суеты. Причем находятся эти уголки порой совсем недалеко от центра. Сегодня мы предлагаем прогуляться по парку Победы и его окрестностям. 
Парк этот, видимо, самый молодой в Калининграде. Его начали обустраивать всего 16 лет назад – в 2000 году. Надо сказать, что сама идея (ее активным проводником был губернатор Леонид Горбенко. – Прим. авт.) понравилась тогда далеко не всем. В городе кипели бурные дискуссии, и победу в них в большинстве случаев одерживали противники парка, считавшие, что невырубка лесополосы между железной дорогой и домами создаст дискомфорт для здешних обитателей и что зона отдыха здесь вообще неуместна. Но время показало, что Горбенко был прав. Нельзя сказать, что парк пользуется сегодня какой-то особенной популярностью, но свое место среди других парков (причем весьма достойное) он занял. Во всяком случае люди из соседних многоэтажек с удовольствием ходят сюда гулять. Здесь есть все, что нужно для отдыха – дорожки, скамейки, красивый, хотя и не  совсем чистый водоем (это бывший ров) и очень живописный мост, ведущий к памятнику 1200 гвардейцам.

Были склады, будет мастерская?
Памятник 1200 гвардейцам стоит, как несложно догадаться, на Гвардейском проспекте. А под этим проспектом находится достопримечательность – Железнодорожные городские ворота Кёнигсберга. Построенные, как и Аусфальские,  в середине XIX века по проекту Людвига фон Астера, они были называны Железнодорожными потому, что через них проходила железная дорога на Пиллау.В советское время внутренние помещения Железнодорожных ворот использовались как склады. О сохранности этого объекта никто особо не пекся. Долгие годы произведение фортификационного искусства «украшала» огромная намалеванная масляной краской надпись «Алик-78» и изготовленная заводским способом табличка, сообщавшая, что ворота на самом деле – «Кирха XIX-XX вв.». Впрочем, несколько лет назад ворота привели в порядок. Ходили слухи, что в них разместятся реставрационные мастерские, но пока не разместились. Ворота сегодня стоят отремонтированные и совершенно пустые. 

IMG_9179.jpg
Кёнигсберг как будто смотрит через Железнодорожные ворота на Калининград

Притаились ниже уровня земли 
Центральный вход в парк Победы находится, если кто не знает, напротив Астрономического бастиона, о котором мы поговорим в другой раз. А сейчас предлагаем обратить внимание на примыкающие к парку Аусфальские ворота – самые незаметные ворота Кёнигсберга. Их построили в середине XIX века в качестве элемента второго вального укрепления по проекту Людвига фон Астера (его скульптурный портрет есть на Бранденбургских воротах, о чем «СК» рассказывала в №38. -– Прим. авт.). Особенность Аусфальских ворот (с немецкого можно перевести как «ворота для вылазок»)  –  в том, что они, имея небольшой размер, словно врезались в вал, то есть были размещены ниже уровня земли. Сооружение это очень быстро потеряло военное значение, поэтому уже в начале XX века проход для пешеходов был заложен кирпичом. А в 1993 году на крыше ворот выросла православная часовня, которая неплохо сюда вписалась. В общем, теперь это любопытный объект, в котором разные эпохи оставили свой след. 

IMG_9293.jpg
Аусфальские ворота хорошо «замаскированы»

Декорации постапокалипсиса
Если вы пройдете через Железнодорожные ворота с востока на запад, то упретесь в забор, за которым находятся корпуса ТЭЦ-1, созданной на базе немецкой электростанции. Судя по внешнему виду, лучшие годы объекта давно позади, но там еще теплится какая-то жизнь. Забравшись на железнодорожную насыпь, можно подробнее разглядеть объекты промышленной архитектуры начала ХХ века. Выглядят они заброшенно и неприкаянно, но очень атмосферно. В таких декорациях можно запросто снимать фильмы про жизнь после, не приведи бог, апокалипсиса. Здесь также есть любопытные примеры советского творчества (например, выложенные силикатом на краснокирпичной немецкой стене огромные серп и молот) и современного стрит-арта – в частности, мастерски нарисованный на заборе портрет девушки. Возможно, это один из лучших образцов этого вида искусства в городе. Жалко, автор неизвестен.

IMG_9243.jpg
С железнодорожной насыпи хорошо просматриваются промышленные корпуса

Первый и лучший
Из парка по арочному мосту, который пользуется популярностью у молодоженов (на решетках почти столько же замков, сколько на Юбилейном мосту в Рыбной деревне), можно выйти к памятнику 1200 гвардейцам. Это самый первый и, похоже, самый величественный советский памятник павшим воинам на этой земле. Как правило, открытый 30 сентября 1945 года монумент производит сильное впечатление на тех, кто впервые его увидел. 
Достигается это с помощью лаконичной композиции, в центре которой – устремленный ввысь 26-метровый гранитный обелиск, напоминающий гигантскую древнеегипетскую стелу. При этом в основании монумент образует пятиконечную звезду. 
Рядом со стелой – четыре мраморных надгробия с именами похороненных воинов. У стены на постаментах – бронзовые бюсты военачальников. Слева от стелы, если смотреть со стороны Советского проспекта, установлена скульптурная группа «Штурм» (автор – Бронюс Пундзюс), а справа – композиция «Победа» (автор – Юозас Микенас). В качестве архитекторов комплекса выступили Иннокентий Мельчаков и Сергей Нанушьян. 9 мая 1960 г. перед обелиском был зажжен Вечный огонь. 

IMG_9315.jpg
Высота памятной стелы – 26 метров


поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3