Это обстоятельство вызвало по большей части негативную реакцию калининградцев. Об этом можно судить по комментариям к прямому эфиру Центра развития «ГорПросвет» во ВКонтакте после обсуждения предстоящих перемен. Многие там высказались за сохранение традиционного для нашего города покрытия. Услышат ли их голос власти?
Не стиль, а школа
Некоторую напряженность добавили появившиеся строительные леса на одном из исторических зданий на улице Галицкого – бывшего Анатомического института (сейчас это частное учреждение дополнительного образования «Отраслевой научно-исследова-тельский учебно-тренажерный центр Газпром». Во всяком случае, именно эта организация является заказчиком капремонта. – Прим. авт.).Это здание построено в 1930–34 годах. Примечательно то, что спроектировано оно по канонам школы «Баухаус», оказавшей серьезное влияние на эволюцию архитектурной мысли в XX столетии. Иногда баухаус называют стилем. Но это не совсем верно. Это именно школа – Высшая школа строительства и конструирования, которая была открыта в 1919 году в городе Веймар. Называлась она «Баухаус» (в переводе с немецкого – Дом строительства. – Прим. авт.). Ее идеологом и духовным вдохновителем стал Вальтер Гропиус (1883–1969). Если говорить коротко, последователи школы ратовали за функционализм, где каждый элемент должен приносить определенную пользу, а лишние украшения ни к чему. Отсюда и предельный лаконизм.
В Кёнигсберге большинство сохранившихся «баухаусных» зданий построены Хансом Хоппом (1890–1971). Элементы баухауса хорошо просматриваются в «Доме техники» (ныне это «Эпицентр»). Наиболее ярко влияние школы проявилось в облике Ремесленного училища для девушек (Дом офицеров на ул. Кирова) и «Парк-отеля» (офисное здание на ул. Сергеева, 2). Яркий образец баухауса – и всем известное здание областной научной библиотеки на проспекте Мира. Оно было построено архитектором Робертом Либенталем в 1929–1930 годах как Государственный архив.
Не белый, а серый
Что касается автора здания Анатомического института, то здесь существует если не путаница , то какая-то неопределенность. В одних источниках говорится, что дом построен по проекту правительственного советника по строительству Фризена, в других – Ганса Герлаха. В третьих говорится, что они работали над ним вместе.Как бы то ни было, здание получилось красивое в своей сдержанности и лаконичности.
– В здании размещались помещения для селекции ткани, фотографирования и рентгенодиагностики, библиотека, аудитории, залы для препарирования, залы для микроскопии, помещения для хранения учебной и научной коллекций, отдел консервации, гардероб с помещением для велосипедов, душевые, котельная и вспомогательные помещения. Над входом в Учебный институт была установлена скульптура из ракушечника работы профессора Эриха Шмидта-Кестнера, – сообщает краеведческий портал prussia39.ru.
После войны оно неплохо сохранилось. Долгое время там была калининградская школа № 23. Сейчас здесь учреждение с длинным названием, которое упоминалось выше.
– Здание потеряло свой ослепительно белый цвет, который был тогда частью такого рода архитектуры, и сегодня имеет серую штукатурку, однако находится в хорошем состоянии, – писал Балдур Кёстер в своей книге «Кёнигсберг. Сегод-няшний Калининград. Архитектура немецкого времени».
Ослепительного белого фасада, как удалось узнать, после ремонта не будет. Но, как заверила представитель авторского надзора Мария Сизикова, здание останется светлым, точнее светло-серым. В целом, по ее словам, никаких изменений капитальный ремонт не предполагает. Запланировано обновить фасад, появится фальцевая крыша.
В общем, внешний вид здания останется прежним. И это не может не радовать. Если брусчатку на Галицкого не удастся сохранить, так хоть этот яркий баухаусный образец останется.
Срок окончания капитального ремонта – конец декабря 2023 года
поделиться