или Зарегистрироваться
Мамочкам
2870
0
05 июня 2019

Успешность - это больше, чем оценки

Как помочь школьнику, если он потерял интерес к учебе
Конец учебного года — время, когда учителя, родители, да и сами школьники подводят итоги. Успешен ребенок или нет, обычно определяют оценки. Но так ли это на самом деле? 
Об этом и о том, что делать, если у сына или дочери вообще нет желания идти на уроки, можно ли помочь ученику, от которого отказываются педагоги, на очередной встрече «Клуба для родителей» газеты «Страна Калининград» мы поговорили с Алексеем Голубицким, директором Школы будущего в пос. Большое Исаково и одним из лучших школьных директоров в России, призером Всероссийского конкурса «Директор школы – 2013». 
Алексей Голубицкий рассказал, что в этом году придумал и начал развивать новую технологию. Назвал он ее «Педагогическая Скорая помощь»: речь идет о том, чтобы вернуть в процесс обучения детей, от которых отказались репетиторы и даже частные школы. Общее мнение преподавателей – «ребенок не обучаем, нет мотивации». Но, оказывается, даже такой «приговор» – еще не финал. 
– Сложности, вызванные различными жизненными ситуациями (у кого-то это болезнь, проблемы в семье и т. п.), можно преодолеть. Приходится работать одновременно психологом, учителем, но итог — все ребята, которых ко мне привели, успешно завершили учебный год, – говорит Голубицкий.
Эксперты отмечают, что современные дети зачастую теряют интерес к учебе уже в 5–6-х классах. И у этого есть объяснение.
– Подростками глубоко, пожалуй, не занимается ни одна школа в нашей стране. Это сложный возраст, когда требуется не только давать знания, но и понимать, что происходит со школьником на физиологическом, психологическом уровнях. Чаще всего дети хорошо учатся в начальной школе, потом в 5–6-м и уж точно в 7–8-м классах начинается провал. Затем через пару лет ситуация снова выправляется, – поясняет педагог.

Причина в гормонах
Подросткам нужны помощь и поддержка. Чтобы их дать, надо разобраться, что происходит с сыном или дочерью.
– Причин, почему ученик внезапно скатился на тройки, стал прогуливать уроки и потерял интерес к учебе, много. Прежде всего это физиология. Начинаются гормональные бури, физиологические изменения. И часто ребенок на самом деле не просто не хочет, а не может что-то сделать. Многочисленные исследования показывают, что на первом уроке он еще воспринимает информацию, а вот на третьем-четвертом уже нет. Снижается уровень внимания, не хватает концентрации. Подросток может этого не осознавать, но сам страдает от таких проявлений – они для него непривычны, неожиданны. Вроде бы и хочешь сосредоточиться, а не получается. Пытаешься запомнить, а текст или формула не даются. А ведь задача у них и без возрастных особенностей каждый день сложная: нужно прийти в среднем на шесть уроков и выполнить все – от физкультуры до математики, постоянно переключаясь с одной задачи на другую. Представьте: это как шесть разных работ, которые требуют разных компетенций, навыков, но все нужно сделать в один день и на высоком уровне. Кто бы из взрослых с этим справился?! – объясняет эксперт.
Большую роль в том, что происходит, играют школа и семья. «Ученик», «учитель», «родители» – это треугольник, где каждая из сторон влияет на другую.
– Мне нравится анекдот, когда мужчина признает, что в проблемах дома, безусловно, виновата не только жена. Всегда ответственны оба — жена и теща. Так же получается и у нас: успешен ребенок или нет — результат действий не только самого школьника, но и учителя, мамы с папой, – считает Алексей Голубицкий. – Пока мы не научимся взаимодействовать, не предъявлять избыточных ожиданий, не обвинять других, проблемы будут возникать.

Договаривайтесь!
Педагоги, обладая знаниями психологии, психофизиологии, должны выстра-ивать обучение так, чтобы ученик испытывал как можно меньше стрессовых ситуаций. Создавать благоприятную обстановку. И постоянно пробуждать интерес, искать ключик к каждому.
– Понятно, что далеко не всегда получается именно так. И проблему профессионального выгорания из-за большой нагрузки никто не отменял. Но все же стремиться к идеальному варианту необходимо, – считает директор.
Что касается родителей, они также могут помочь своему ребенку.
– Банальная вещь, но режим, распорядок дня сильно облегчат жизнь подростку. Самому ему непросто бывает выстроить верный ритм. Не нужно давить, отдавать приказы, но — обсуждать, выстраивать схему вместе. Вообще, дети любят, когда с ними договариваются. В том числе это касается и результатов в учебе. Пусть ребенок сам определит, на какую отметку сейчас он способен выучить географию, математику. Он сам поставит цели — и возьмет за них ответственность. Взрослым не стоит чрезмерно переживать. Знания по любому предмету можно восстановить за полгода: есть множество методик для запоминания, повышения концентрации внимания и т. д. Можно научить его быстро запоминать определения, формулы, работать с текстом, запоминать стихотворения. Как и саморегуляции: техники, чтобы «заставить» себя сделать домашнее задание, когда этого совсем не хочется, тоже существуют. Помните, что самое важное — не постоянные успехи в учебе, а интерес. У подростка обязательно должно быть хобби, то, что его увлекает. Самый опасный случай – когда начинается апатия, – уверен наш собеседник.

Плохая отметка — это сигнал
Также эксперт отмечает, что школьникам важен сон: недосып напрямую сказывается на результатах. Плюс правильное и своевременное питание. 
– Мой совет для успешной сдачи ЕГЭ – полноценный сытный завтрак, без него ребенку будет не по силам справиться с заданиями, даже если все выучил и знает, – говорит педагог.
Конечно же, как в подростковом, так и в любом другом возрасте детям важна поддержка родителей. И общение с ними.
– Но не должно быть перегибов. Некоторые взрослые вообще перестают следить за оценками и, как следствие, могут упустить момент, когда возникают проблемы. Дело тут не в пятерке или тройке, сама оценка не так важна — ее можно исправить, наверстать и т. д. Но плохая отметка — сигнал, что что-то происходит, что-то изменилось. И хорошо бы понять, что именно, – советует Алексей Викторович. – Есть и другая крайность — гиперконтроль. На первом уроке в электронном дневнике появилась тройка, а на втором или третьем занятии родители уже в школе и требуют объяснений. Обсуждать с ребенком оценки надо, но не каждый день, а раз в несколько недель — этого достаточно. Отметки не должны доминировать. Беда, если родители начинают ре-ализовывать через ребенка свои мечты – например, быть отличником. Задача взрослых – обеспечить ресурсы, поддержку, помощь. Дать понимание, что, если возникнут трудности, есть к кому обратиться. 

Вернемся к «баранам»
Не стоит забывать и о том, что каждую ситуацию, конфликт в школе – с учителем, сверстником – нужно разбирать и анализировать.
– Бывает просто недопонимание, а точнее – свое восприятие. Помню случай, когда ко мне пришли родители с претензией, что педагог называет учеников «баранами», оскорбляет. В это было сложно поверить: уважаемый учитель, интеллигентный и образованный. Оказалось, что во время урока ребята отвлекали педагога, переводили разговор на посторонние темы, и он, переходя обратно к важным темам и вопросам, сказал: «А теперь вернемся к нашим баранам». Школьники смысла такого выражения не знали и приняли на свой счет, – с улыбкой делится наш собеседник. – Или другая история. Со мной в коридоре постоянно здоровался младшеклассник — не просто говорил «добрый день», а каждый раз подходил и протягивал руку. Однажды я ему объяснил, что это не обязательно, можно просто кивнуть издалека. Уже отхожу и слышу за спиной: «Пацаны, директор сказал, ему нужно не руку жать, а кланяться». 
И ведь он свою версию дома перескажет.(Смеется.)
Ситуации забавные, но, согласитесь, при непонимании они могут привести к конфликтам.
– Современные дети похожи на нас, но все равно другие. Помню, как 1 сентября ко мне в кабинет влетел первоклассник. Обычно в этот день к директору выстраивается очередь из родителей: все хотят что-то уточнить, решить вопросы. Он растолкал всех, сказал, что это важно и срочно. Протянул мне телефон: оказалось, он хотел войти в интернет, а пароля от Wi-Fi не знал. К кому обратиться? Конечно же, к главному человеку в школе. Представляете себе такое в нашем детстве? Вряд ли! Они и правда многое воспринимают иначе, и это надо принимать в расчет, – рассказывает Алексей Голубицкий.

Смысл и свобода
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание родителям подростка, — потеря смыслов и свободы.
– Часто школьника берут в такие рамки, зажимают так, что он не принимает никаких решений. Родители определили, куда идти, чем заниматься, их поддержали педагоги. Это развивает инфантилизм. Я не говорю о том, что в 11 лет ребенок способен все решать сам. Но выбрать одежду, кружок — вполне. Это необходимая тренировка для будущей взрослой жизни, – уверен Голубицкий.
Нужно отвечать на вопросы ребенка. Любая деятельность должна быть наполнена смыслом, который он понимает и принимает.
– Предположим, мы соберем класс на лужайке у школы и просто скажем: «Копайте». Без объяснений «зачем», инструкций. Как вы думаете, сколько человек поддержат инициативу? Единицы, да и то недолго. Но, если рассказать, что, к примеру, сейчас мы будем сажать яблоневый сад, а яблоки потом отдадим в детский дом, часть детей заинтересуется и с во-одушевлением возьмется за дело. Для других добавим, что на глубине зарыт клад. (Улыбается.) Один из лучших учителей России, когда делился опытом на конференции, рассказал, что во время урока ученик в любой момент может его остановить и спросить: «Зачем мы это делаем?» И нужно дать ответ, – рассказывает эксперт.
Взрослым только кажется, что подростки, если они не учатся, ничем не заняты, подчеркивает педагог. В то время как они постоянно учатся коммуницировать, решать конфликты, договариваться. 
– Родителям стоит верить в силы своего ребенка, помогать ему. Но не забывать про себя: быть интересными, позитивно настроенными и развиваться. Дети видят пример – и это лучший способ воспитания, – говорит директор школы. – Еще один секрет – терпение. Однажды на педсовете мы обсуждали подростка, с которым ничего не могли поделать. Вроде бы уже несколько раз разговаривали, что-то пробовали – без результата. И тут забегает в кабинет бабушка, наш дворник, которая заодно высаживает на территории школы разные растения. И радостно сообщает: «Кедр взошел!» Оказывается, полтора года назад она посадила семечко, все это время ростка не было, но она поливала, подкармливала, ухаживала. Этот пример заставил меня о многом задуматься: детям нужно время, надо учиться ждать и поддерживать. Тогда все у нас с вами «прорастет».

13-DSCF9869.jpg
Директор Школы будущего Алексей Голубицкий все советы подкрепляет примерами из практики 

13-Клуб-для-родителей-(1).jpg
Подросткам от взрослых нужны помощь и поддержка. И, чтобы их дать, родителям нужно разобраться, что же происходит с их сыном или дочкой 

13-DSCF9886.jpg
Очередная встреча в «Клубе для родителей» читателей газеты «Страна Калининград» и эксперта, как всегда, была интересной, продолжительной и полезной для обеих сторон

Проект «Клуб для родителей» – это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты. Следите за анонсами и записывайтесь – участие бесплатное!

цитата
,
:
, :
Знания по любому предмету можно восстановить за полгода — есть множество методик

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2