или Зарегистрироваться
Мамочкам
1737
0
11 сентября 2024

Нагрузку первоклассника можно сравнить с выходом в космос

Известный учёный-физиолог рассказала, как помочь ребёнку адаптироваться к школе

Учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких рассказала о том, как помочь первокласснику перестроиться и начать новый этап в его жизни.

Эксперт больше 50 лет занимается вопросами развития мозга и познавательной деятельности у детей и поделилась со «Страной Калининград» наблюдениями.

На перестройку - два месяца

Впереди - длинный школьный марафон. Кто-то из родителей прошёл его не один раз, а для кого-то всё в новинку.

- Мне часто пишут родители и рассказывают, что боятся нового этапа, сильно волнуются и переживают, вплоть до панических атак, - говорит Марьяна Безруких. - Конечно, это ненормальная ситуация: родители должны уметь справляться со своим состоянием, иначе они просто не смогут помочь детям. Состояние их тревожности, страх передаются ребёнку, вызывают стресс, а он нарушает развитие мозга и познавательную деятельность, мешает адаптироваться и спокойно учиться. Не могу сказать каждому с уверенностью, что проблем не будет. Даже у самых подготовленных детей, которые к моменту перехода в школу много знают, умеют читать, писать и считать, всем интересуются и хотят учиться, могут возникнуть сложности. Но, понимая, откуда они появляются, реально что-то предотвратить или хотя бы смягчить. Нет неразрешимых проблем.

Далеко не все взрослые, как родители, так и учителя, понимают, насколько сложный период начинается у детей, когда они идут в первый класс. Казалось бы, что такого: несколько уроков, многое в игровой форме - от чего тут уставать?

- Процесс адаптации сложен и физиологически, и психологически. Приспосабливаются все системы: от мозга до опорно-двигательного аппарата. Мы регистрировали параметры сердечного ритма у первоклашек, и оказалось, что их напряжение по характеру происходящих изменений можно сравнить с состоянием космонавта в невесомости. Многие считают, что адаптация идёт 2-3 недели. На самом деле она занимает 1,5-2 месяца, а у ребят с хроническими заболеваниями может доходить до года, - объясняет физиолог. - Идёт приспособление к новым условиям, виду деятельности, статусу и требованиям, ритму и режиму жизни. Даже если была подготовка к школе, в первом классе всё кардинально меняется. И если физиологическая адаптация во многом зависит от состояния здоровья ребёнка, его спокойствия и жизни без больших стрессовых ситуаций, то на психологическую влияет умение общаться со
сверстниками и чужими взрослыми. Если ребёнок не ходил в детский сад, в кружки и секции, вырос «за забором», возможны трудности в обучении.

Продлёнка подходит не всем

Эксперт рекомендует родителям заранее узнать, по какой программе ребёнок будет учиться, разобраться в системе требований школы, предстоящем режиме и нагрузке. Образовательных программ сегодня много - и у них разная интенсивность. Не всем детям подходит и такой удобный для родителей вариант «школы полного дня», когда ребёнок учится и ходит на кружки с утра до вечера в одном месте.

- Есть дети, которым сложно выдержать целый день в детском коллективе, в постоянном общении с большим количеством людей. Им просто необходимо после уроков попасть домой: чтобы поспать днём (даже при том, что они уже несколько лет этого не делали до перехода в школу), побыть в одиночестве. И после нескольких часов отдыха уже можно пойти на кружок, чем-то ещё заниматься, - объясняет Марьяна Безруких. - В любом случае, не забывайте, что дополнительные занятия даже спортом утром, до уроков, или поздно вечером, после учёбы, мало кому по силам. Всё это может привести к перегрузке и серьёзным последствиям.

Есть ряд признаков, которые покажут взрослым, что с ребёнком что-то не в порядке.

- Нарушение сна, потеря аппетита и любое другое резкое изменение состояния, поведения и настроения, которых раньше не было, должны привлечь ваше внимание. Нужно наблюдать: возможно, это просто реакция на ситуацию - усталость после утомительного дня. Но, если непривычные реакции повторяются, стоит отнестись к этому серьёзно, - советует эксперт.

Не торопите!

Как помочь ребёнку перестроиться на новую жизнь? Первое и самое главное, как бы банально это ни звучало, - режим.

- Простой совет, как выстроить рациональную смену труда и отдыха (а учёба - это огромный труд). Возьмите лист бумаги и сверху пишите «24 часа». Затем отнимите 9-10 часов сна - столько необходимо для детей начальной школы. Ещё 2-2,5 часа оставьте на прогулку на воздухе (час вечером, перед сном, просто необходим для переключения). Выделите в расписании дня обязательный час свободного времени, когда ребёнок может делать всё, что хочет. Ещё не менее 1,5 часов оставляем на еду и гигиенические процедуры: и тут важно не торопить и не подгонять. Стресс нарушает многие процессы, а ситуация ограничения времени - его сильнейший фактор. На уроки и задания (хотя, напомню, что в первом классе их быть не должно) выделяем максимум 15-20 минут: первоклассник может сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 5-10, максимум 20 минут, дольше мозг не позволяет этого делать. А вот оставшееся время - это уже часы для школы и дополнительных занятий, которых не должно быть слишком много, - рассказала эксперт.

Опасное «Вертолётное воспитание»

Отдельный вопрос, который волнует многих родителей: стоит ли делать задания с ребёнком или за него? Ведь так хочется помочь, чтобы всё получилось быстро и хорошо.

- Если вы сели рядом с ребёнком сегодня, потому что считаете, что он ничего не умеет, то завтра он будет требовать, чтобы вы были за спиной, - предупреждает Марьяна Безруких. - Гиперопека получила специальный термин «вертолётное воспитание», потому что родители как бы зависают над ребёнком и всё контролируют. В последние пять лет появилось много интересных исследований психологов и медиков, которые показывают, что такой стиль воспитания создаёт эмоциональную атмосферу давления, при которой у ребёнка снижается самооценка, не приобретается способность принимать решения. В итоге такая «помощь» взрослых приводит к повышенной тревожности и даже депрессии. Так что и с опекой, и с уроками важно давать место для самостоятельности. Можно объяснить, показать, но затем заняться своими делами, предоставляя возможность учиться. Помощь родителей не в том, чтобы сделать всё за ребёнка, а в том, чтобы, например, обеспечить ему условия: выделить отдельное место для занятий в доме, выключить телевизор и другие отвлекающие устройства.

Другой важный момент - выстраивание взаимодействия с учителем.

- Рекомендую делать это не в чате, не по электронной почте, а лично. Обязательно расскажите педагогу про особенности ребёнка (например, он левша) и хронические заболевания, проблемах развития. Всё это поможет выстроить обучение мягче и проще, ведь адаптивный ресурс у каждого разный - и важно это понимать, - говорит психолог.

2022-09-01-22.26.49-(1).jpg 
Даже если у ребёнка была подготовка в детском саду или дома, в первом классе всё кардинально меняется и психологически, и физически 

Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград  подписывайтесь!

поделиться
опрос 16 сентября 2024

Калининградцы, лето прошло, успели отдохнуть на море?

28