Этой осенью в Калининграде восстановили памятник советского времени – «Мировые часы» (или «Часовые пояса») в сквере на Нижнем озере.
Он появился в 1980-х, авторы — архитекторы Евгений Попов и Юрий Фильчин. Циферблат на них показывает время в разных городах, а сам памятный знак украшен интересной советской мозаикой. Ещё немного, и мы могли бы потерять эту достопримечательность: она медленно разрушалась, механизмы не работали. Но группа специалистов, увлечённых мозаичным наследием, смогла убедить власти выделить деньги на реставрацию.
При любой погоде
Реставрация мозаики продолжалась около месяца — ежедневно и при любой погоде (на финальном этапе мастерам помогали волонтёры). За работу взялись эксперт по культурному наследию Евгений Мосиенко, куратор проекта «Наследие стен», керамист и скульптор Тая Казанцева, известный калининградский мозаичист Паша Савельев и реставратор, художник-мозаичист из Москвы, руководитель мастерской «Творческий Цех» Богдан Лавриненко.
Первым делом с мозаики убрали густой чёрный налёт – помогли химия и трудолюбие, убрали мох, который поселился в швах между кусочками смальты, его вычищали с ювелирной точностью специальными инструментами.
«Залечили» трещины и участки, где бетонный раствор ослаб. И, наконец, обновили повреждённые фрагменты.
– Сложностей было немало, в том числе технических, – рассказал Паша Савельев. – Бетонное основание, к которому всё крепится, было практически полностью покрыто мхом, постепенно разрушалось. Его нужно было тщательно вычистить, заделать большие дыры и трещины, пропитать спецсредствами, чтобы больше ничего не росло. И только потом вклеивались недостающие элементы мозаики. Сроки были сжатые, но не пропустили ни дня, несмотря на дожди, ветер.
Заложили «капсулу времени»
У Богдана Лавриненко с этим памятником связана личная история.
– Калининград для меня – родной город: здесь вырос отец, жили бабушка с дедушкой. Мы приезжали к ним погостить и с папой выкапывали из земли пули, гильзы, ржавые немецкие инструменты (которыми пользуюсь до сих пор!). «Мировые часы» всегда были местом силы — часто гулял рядом с ними. И вот в январе 2022 года во время визита в город я увидел, в каком плачевном состоянии любимая с детства мозаика — и решил её отреставрировать, – поделился Богдан.
Вместе с Евгением Мосиенко стали искать пути, как это сделать, и к этой осени всё удалось.
— Запоминающихся моментов было много. Например, мы заложили внутрь памятника «капсулу времени» с посланием потомкам в Калининград будущего. Для неё нарисовали портреты друг друга, написали письмо, — рассказал Богдан.
Для него спасать мозаики привычно.
— Самый памятный объект — первый опыт реставрации мозаики: в 2015 году в Москве, на Преображенском кладбище, мозаичный фриз на надгробии В. Морозова (конец XIX века). Яркой вехой была и работа на ВДНХ, где я активно участвовал в реставрации и восстановлении мозаичной облицовки скульптур и картушей на нескольких павильонах, включая арку главного входа, – рассказал мастер.
Для «Мировых часов» Богдан привёз два чемодана с почти 40 килограммами смальты: это оригинальные кусочки мозаики, собранной в разных частях страны — для нашего памятного знака подбирали смальту подходящего цвета.
Теперь мозаика проживёт ещё много десятилетий и даже стала прочнее. Было много утраченных участков, в частности, почти полностью исчезла «роза ветров»: её по сохранившимся небольшим фрагментам воссоздал Богдан Лавриненко.
Почти семейная реликвия
Часы отремонтировал известный наш мастер Александр Кучеренко (он, например, приводил в порядок часы на Кафедральном соборе). Сорок лет назад именно он настраивал этот механизм, изготавливал таблички с названиями городов и меридианы — теперь же главный часовщик области отлил их заново.
За эти полтора месяца удалось не только многое сделать, но и собрать множество потрясающих историй.
— Во время работ к нам обратился Владимир Ухов, который в 1980-е работал на заводе «Торгмаш» и участвовал в монтаже флюгера, будучи молодым подмастерьем. Он был тронут, что память о часах сохраняют, — поделились участники проекта. — А однажды на объект пришёл Валерий Паволис и рассказал, что эти часы — можно сказать, семейная реликвия. Их металлические элементы (консоли, меридианы и т. д.) создавал его отец, опытный сварщик экспериментального цеха завода «Кварц» Паволис Витаутас Семёнович.
Вернули на изначальное место утраченную историческую табличку «Рио-де-Жанейро»: коллекционер, краевед и основатель калининградских музеев Александр Быченко когда-то приобрёл её на блошином рынке.
— Работы проводились при содействии администрации Калининграда. Хорошо, если эта практика продолжится и распространится на другие муниципалитеты, — считает Евгений Мосиенко.
На очереди – десятки
А спасать в Калининградской области нужно многое: немало мозаичных объектов ждут своего часа.
— Есть замечательное панно художников Смирнягиных из керамической мозаики, посвящённое калининградским рыбакам, в Светлом, там же сохранились тротуарные мозаики из природных материалов и керамики. Недалеко от «Мировых часов» у озера — красивые мозаичные круги, великолепное панно в рыбколхозе «За Родину!» и многое другое, — рассказал Богдан Лавриненко.
К озвученному списку Паша Савельев добавил мозаику на Верхнем озере рядом с фонтаном, работы в зоопарке и «Нимфу» Брахерта в Светлогорске (её обрамляет мозаичная композиция, и она находится в плачевном состоянии).
А Евгений Мосиенко напомнил, что сохранять надо и уникальные остановочные павильоны с мозаикой, которых у нас в области уже совсем мало. Они выглядят красиво, привлекают внимание местных жителей и туристов.
– Всё это требует реставрации и бережного сохранения. Важно и нужно создавать новые мозаики, творить красоту, но не менее важно сохранять красоту прошлого, – считают эксперты.
Казарме «Кронпринц» будут искать инвестора. Восстановление оценили в 3 миллиарда рублей.