В этом году всероссийской акция «Ночь искусств» в Калининградском музее изобразительных искусств прошла под слоганом «Время романтиков», и он предложил жителям и гостям региона погружение в эпоху романтизма, чьи отголоски удивительным образом переплетаются с самобытным духом калининградской земли.
Эксклюзивные экскурсии, знакомство с Эрмитажными выставками, творческие встречи с местными художниками, лекции ведущих искусствоведов и мастер-классы — всё это создавало атмосферу культурного единения. Для самых юных ценителей искусства были подготовлены весёлые активности, доказывая, что романтика доступна в любом возрасте.
Волшебник карандаша и гуаши
Центральным событием «Ночи искусств» стала юбилейная выставка калининградского художника Михаила Матвеева «Окна в мир» (0+). Михаил Матвеев — настоящий волшебник карандаша и туши. Его чёрно-белые картины словно тихая, глубокая музыка, которую слушаешь, затаив дыхание. Он видит красоту там, где мы, кажется, привыкли не замечать: в обычных дворах, старых улицах, туманных далях.
Однако «Окна в мир» предложили зрителям нечто большее, чем «классический» Матвеев-график. В зале, который кураторы назвали «Экспериментальным», были представлены трёхмерные арт-объекты, работы по металлу и абстракции последних лет. Это смелое погружение в новые формы и материалы подчёркивает динамичность и поиск, характерные для многих калининградских художников, черпающих вдохновение в богатой истории и постоянно меняющемся облике региона. Сам художник, отвечая на вопрос о любимой работе, признался, что картины — как дети, каждая дорога по-своему. Тем не менее, он выделил несколько произведений, занимающих в его сердце особое место. Среди них — изображение реки в Гусеве, написанное с натуры, где две реки сливаются в одну, образуя живописное разречье. Ещё одна трогательная работа — почти опустевшая деревня в Гусеве. Матвееву особенно дорого запечатлевать местности и здания, от которых вот-вот останутся лишь воспоминания.
— Старый дом — это как портрет очень древнего человека, — рассказывает Михаил Александрович об одной из таких работ — вековом доме на ул. 9 Апреля в Калининграде, который готовился к сносу. — Он весь в морщинах, как люди, весь в старой штукатурке, старые окна еле-еле живы. Жильцы этого дома уже переселены. А их бельё, которое сушилось в тот день, навсегда на этой картине. Жительница дома, когда я рисовал, подошла и попросила эту работу на память. И через какое-то время я сделал для неё копию картины.
В этих историях и работах проявляется особая калининградская идентичность — уважение к хрупкому прошлому, архитектурному наследию, духу места, который так легко утратить в стремительном потоке времени. Искусство Матвеева становится своеобразным хранителем этих исчезающих образов.
Диалог через образы и смыслы
Художник признается, что всегда с интересом читает книгу отзывов после своих выставок, отмечая, как посетители зачастую видят в картинах свой, не заложенный изначально смысл.
— Каждый видит своё, а для меня это важно, — говорит Михаил Матвеев.
Этот диалог между художником и зрителем — истинная магия, особенно ценная в регионе, где культурные слои переплетаются, создавая уникальную палитру смыслов.
На выставке присутствовала и ученица Матвеева — Анна Григорова занимается живописью 10 лет и демонстрирует талант и все предпосылки к успешному творческому будущему. Открытка Анны под названием «Маяк» заняла первое место в конкурсе детских рисунков к 80-летию Калининградской области.
Всего у художника занимаются более 30 учеников. Михаил признается, что учить живописи легче детей, ведь «у взрослых в голове мысли в основном об ипотеке, а не об учёбе. А вот дети — самое то. Лучше учить с нуля». Это подчёркивает не только педагогический талант мастера, но и важность передачи культурного кода новым поколениям калининградцев, которые продолжат творить и раскрывать идентичность нашего региона.
Джаз, лекции по искусству, трамвай на сцене и кино - афиша ноября.