14:16

Курорт-миллионник или пустая картинка? Что известно о калининградской «Белой Дюне»

победители конкурса изучили особенности территории, розу ветров и дюны, рассмотрели туристические города с населением около 50 тысяч человек | Фото: Александр Мелехов
победители конкурса изучили особенности территории, розу ветров и дюны, рассмотрели туристические города с населением около 50 тысяч человек. Фото: Александр Мелехов

В Светлогорске в рамках форума «Экоберег-2025» презентовали проект курорта «Белая Дюна» - победителя архитектурного конкурса, который проводился под эгидой Союза архитекторов России. 

Серьёзная заявка 

Авторам необходимо было рассчитать технико-экономические показатели и на их основании предложить оптимальные, оригинальные и целесообразные планировочные решения. 

— В рамках такого кластера, по сути, придётся построить новый город с населением около 50 тысяч человек. Второй по величине в области. Этот новый город - туристический. Но это не моногород. Здесь появится больше 10 тысяч гостиничных номеров. Соответственно, около 20 тысяч туристов единовременно. Серьёзная заявка. Это будет первый русский город Калининградской области, построенный после 1945 года, — подчеркнул член жюри, архитектор и градостроитель Евгений Гурвич.

В финал архитектурного конкурса отобрали пять заявок от профессиональных организаций. Победителем стало ГПУ «ГлавАПУ» из Москвы — бюджетное учреждение, которое более 30 лет занимается планированием столицы. Основные его проекты - программа реновации, концепция Новой Москвы. Организация также участвовала в конкурсе на проектирование Пионерского и заняла первое место (концепция так и не была реализована. - Прим. авт.). Проектов строительства городов с нуля в практике «ГлавАПУ» не было. 

Архисложная задача 

По признанию Гурвича, работа жюри была «мучительной» — много времени ушло на то, чтобы выявить победителя. 

— За тридцать лет это первый проект, который строится с нуля, на чистом месте. Мы привыкли работать сегодня с существующими городами. Вот так вот взять и построить на пустой площадке уже не умеем. Нет ни одного такого города в России. И государство, и архбюро, и Корпорация развития области встанут перед архисложной задачей, потому что многое забыто, кое-чему придётся учиться заново, — подчеркнул Гурвич. 

Изначально «Белую Дюну» позиционировали как самый крупный в области курорт федерального значения. 

— При поддержке федерального центра будут реализованы масштабные инфраструктурные проекты, которые позволят развить эту территорию. Это затронет транспорт, инженерные сети, всё это цепочкой повлечёт развитие балтийского побережья, — рассказал главный архитектор Калининградской области Евгений Костромин.

В подтверждение этих слов: на днях области одобрили 11,5-миллиардный инфраструктурный кредит от федерального казначейства, который направят в т. ч. на строительство дорожных объектов, инженерных коммуникаций, прокладку электросетей в районе будущего курорта «Белая Дюна».

Член жюри Евгений Гурвич: «Этот новый город - туристический, но это не значит, что он моногород»   | Фото: Александр Мелехов
Член жюри Евгений Гурвич: «Этот новый город - туристический, но это не значит, что он моногород». Фото: Александр Мелехов

Взгляд экспертов

Прежде чем разрабатывать проект, победители конкурса изучили особенности территории, розу ветров и дюны, рассмотрели туристические города с населением около 50 тысяч человек. Обратили внимание также на Баден-Баден и Юрмалу. 

— Нашей целью было создать уникальное многофункциональное пространство, которое будет сочетать в себе отдых и современные технологии, — рассказала начальник мастерской дизайна Мария Иль. — Город, как пазл, состоит из социальных зон — активный центр, где сосредоточены креативный кластер, музеи, природные скверы, парки, бульвары, многоярусные отели на береговой линии, чтобы они защищали от ветров. Город должен быть всесезонным, чтобы он не «умирал» вне турсезона. На первой, второй и третьей линии размещается гостиничная инфраструктура. Главной точкой притяжения проекта станут музей, киберарена и самая широкая пешеходная зона. 

В центре города — транспортный узел, являющийся основной дорогой, в итоге все туристы подъезжают по этой улице. Центр предлагают сделать двухъярусным. Первый ярус — это автовокзальный комплекс с посадочными платформами для междугородных автобусов, второй ярус — общественные пространства. 

В прибрежной зоне организованы пирс, смотровая площадка, зона отдыха, кафе и первая линия отелей. Общественно-деловой кластер рассредоточен по всей территории, здесь расположены медицинские центры, спортивные объекты, арена для мероприятий, аквапарк. 

Архитекторы предлагают начинать строить город от центра как от точки роста. Туристический поток здесь планируется от 500 тысяч до 1 миллиона  человек. Наличие школ, поликлиник, детских садов говорит о том, что этот город будет для жизни, а не только для туристов. 

Местные эксперты не до конца оценили грандиозные планы архитекторов. Так, калининградский девелопер Павел Фёдоров удивился, почему проект не включает яхтенную марину. 

— У нас экоберег, приморский город. В Балтийском море нужна большая марина. Через десять лет все начнут ходить по морю, а к нам опять захода нет. В Пионерском марину сделать не получилось. Но здесь-то на такой молодёжный город просится марина хотя бы на 800 лодок. Я понимаю, что вы делали проект в рамках техзадания, но как можно было не включить в него марину?! — выступил с замечанием Павел Фёдоров.

Главный архитектор Зеленоградска Денис Крыщенко призвал московских коллег к взаимодействию с калининградцами. 

— Зеленоградск в 2024 году принял больше 3 млн туристов. Но мы столкнулись с рядом проблем. Мне не понятно, почему вы не перенимаете опыт. Нам есть что рассказать как эксплуататорам федерального курорта. Есть масса проблем. Их можно решать, и мы готовы оказать содействие, — выступил Крыщенко.

Пока не обозначены сроки начала работ по строительству «Белой Дюны», не определён круг инвесторов. Результаты архитектурного конкурса являются скорее красивой картинкой, нежели окончательным руководством к действию. К тому же возможен вариант, как это было с курортной зоной в Куликово, изначально заявленной как комплексный проект. А в итоге территорию стали дробить по частям, отдавая в разработку различным интересантам, т. к. для комплексного освоения желающих не нашлось. 

Найдётся ли единый инвестор на «Белую Дюну», тоже непонятно. Скорее всего, о конкретных интересантах появится возможность говорить только после того, как площадка получит хотя бы минимальную инженерную инфраструктуру.

В Светлогорске в рамках форума «Экоберег-2025» презентовали проект курорта «Белая Дюна»  | Фото: Александр Мелехов
В Светлогорске в рамках форума «Экоберег-2025» презентовали проект курорта «Белая Дюна». Фото: Александр Мелехов

Из более ранних идей создания новых курортных зон в области уместно будет вспомнить, что в 2016 году на тот момент губернатор Николай Цуканов представлял президенту проект под условным названием «Амберленд» в районе посёлка Куликово. Он должен был стать дополнением к игорной зоне «Янтарная» и превратить территорию из резервации для казино в полноценный город, где можно было жить, учиться, отдыхать, получать медицинское обслуживание. Впрочем, «Амберленд» так и остался на бумаге. А вот игорная зона постепенно развивается. Инвесторы казино обживают гектары земли, открывая как новые заведения, так и заявляя строительство гостиниц, спа-комплекса и развлекательных заведений.

Выбор редакции