
С 1 сентября вступило в силу Постановление Правительства России № 826, которым утверждён перечень признаков неиспользования земельных участков в населённых пунктах и садовых обществах.
В большинстве садовых некоммерческих товариществ (СНТ) эта тема хорошо знакома. Заборы добросовестных пользователей упираются в заросшие травой территории с разваливающимися сараями и домиками. Зачастую такие зоны становятся ночлежками или просто свалками. Однако на практике далеко не всегда известны собственники таких участков, а администрации не готовы заниматься активным поиском.
Меняется поколение
Председатель СНТ «Маяк-79» в пос. Стрельня Багратионовского округа Иван Близниченко считает, что сады в своё время буквально спасли людям жизни. В период ковидной пандемии те, кто мог уехать к себе на дачи подальше от больших городов, сберегли здоровье.
- У нас есть заброшенные участки, но в Росреестре с садоводами не сотрудничают. Я обратился, чтобы получить на них данные, а мне не дают. Ссылаются на закон о персональных данных. Мы не можем ничего сделать. Если бы у членов садового общества было право распоряжаться на этих участках, навели бы порядок своими силами, - говорит Иван Близниченко.
Проблема у них ещё и в том, что по проекту Правил землепользования и застройки территорию садового общества хотят перевести в земли сельхозназначения. А это значит, что там нельзя будет возводить какие-либо капитальные здания или сооружения за исключением минимальных хозпостроек.
- Руки опускаются. Оформлять строения на участках стало невозможно. А значит, общество не развивается, всё зарастает. Кто будет вкладывать средства в то, что потом не продашь? - сетует председатель «Маяка-79».
Председатель правления СНТ «Олимпиада-80» из того же округа Игорь Ерёмин полностью согласен с коллегой.
- В областных обществах растёт количество заброшенных участков. Меняется поколение дачников. Те, кто приобретал дачи для выращивания овощей и фруктов, уходят. А молодёжь держит дачи в первую очередь для отдыха, - пояснил Игорь Ерёмин. - Наша беда в том, что законы пишутся, а механизм их применения не ясен. Всё упирается в частную собственность. Любая проверяющая инстанция не будет разыскивать конкретного садовода, им проще выписать штраф на юридическое лицо - садовое общество.
- Судя по тому, что я читал, председатели правления наделены полномочиями, но механизмов реализации этих полномочий нет. Мы прошли по всем улицам, собрали в список все участки, которые явно имеют вид заброшенных, с высокой травой и разрушенными домами. Что делать с этим дальше, не понимаем, - констатирует член правления Валерий Шаталов.
Нет взаимодействия
Ответственность за нарушения по использованию земельных участков возложили на Росреестр и уполномоченные органы местного самоуправления. Если обнаружат много хлама и мусора, нарушителю выдадут предписание с рекомендацией очистить участок в течение определённого времени. Если предписание не исполняется, нарушителю могут выписать штраф. И садоводы опасаются, что штрафы начнут писать не физлицам - владельцам участков, а сразу же юрлицу - садовому обществу и его руководителю. Сумма штрафа в таком случае значительно больше.
- Власти давно не заинтересованы в том, чтобы садовые общества мозолили глаза в городах. Это касается и Калининграда, где идёт активная застройка, и других муниципалитетов. Поэтому и нет взаимодействия администраций с собственниками земельных участков в СНТ. Кроме того, многие собственники не осознают свою ответственность за освоение участка в соответствии с законодательством, не соблюдают своды правил, строят, что хотят и как хотят, залезают на красные линии, тем самым сами себе роют яму. Садовые общества становятся лакомым куском для изъятий под застройку, - считает глава Союза садоводов области Вадим Сафронов.
Если собственник после многократных уведомлений не исполняет обязательства по приведению участка в порядок, госорганы могут обратиться в суд с делом об изъятии и пустить данный участок на публичные торги. При этом средства, вырученные с продажи, по закону, должны быть перечислены бывшему собственнику.