15:43

Братья-пианисты из Италии и барочный консорт в исторических локациях Калининградской области — третий день «Кантаты»

Братья-пианисты из Италии и барочный консорт в исторических локациях Калининградской области — третий день «Кантаты» | Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»
Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»

В Калининградской области состоялся третий день международного фестиваля классической музыки «Кантата», подаривший зрителям настоящие музыкальные открытия и глубокие эмоциональные переживания. Программа дня включала два ярких концерта, которые прошли в уникальных исторических локациях — дневное выступление во внутреннем дворе древнего замка Тапиау в Гвардейске и вечерний концерт в атмосферной кирхе Патерсвальде в посёлке Большая Поляна. Обе площадки стали живым пространством встречи прошлого и настоящего, где музыка, история и культурные традиции слились в единое целое и тронули сердца слушателей.

Замок Тапиау: два рояля, один диалог

Днём в замке Тапиау прозвучали произведения Макса Бруха и Бизе–Щедрина. В программе — концерт для двух фортепиано с оркестром и знаменитая «Кармен-сюита». Исполнителями стали Калининградский областной симфонический оркестр под управлением дирижера Оперного театра Московской консерватории Юрия Демидовича и молодые итальянские пианисты, братья Лоренцо и Габриэле Баньяти.

- Россия всегда была мне близка духовно — с детства я восхищался вашими композиторами, писателями и поэтами. Приехав сюда, я почувствовал, что нашёл второй дом. Здесь встретил замечательных музыкантов и педагогов, которые оказали на меня большое влияние и помогли раскрыться как артисту. Для меня фестиваль «Кантата» — это важная площадка для встречи культур, чтобы сблизить молодёжь с классической музыкой. Особенно важно для меня то, что через музыку и искусство могу познакомиться с историей и культурой Калининградской области, а также с людьми, которые делают этот фестиваль таким значимым событием. Я благодарен за возможность быть частью этого и надеюсь, что наша работа вдохновит многих, — поделился пианист Лоренцо Баньяти.

Братья продемонстрировали слаженную и эмоционально насыщенную игру, точно улавливая музыкальные интонации друг друга. Их дуэт звучал как единый инструмент, а оркестр органично поддерживал этот диалог.

У гостей фестиваля была уникальная возможность — сфотографироваться с пианистами Лоренцо и Габриэле Баньяти и взять автограф на память. Все желающие не упустили шанс пообщаться с музыкантами и забрать частичку «Кантаты» с собой.  

Итальянские пианисты братья Лоренцо и Габриэле Баньяти. Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»

Особенно выразительно прозвучала «Кармен-сюита»: ритмика, резкие контрасты, напряжённость — всё это удерживало внимание публики на протяжении всего концерта.

Дирижер Оперного театра Московской консерватории Юрий Демидович. Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»
Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»

Кирха Патерсвальде: музыкальные образы Руси

Вечером зрители переместились в следующую локацию — кирху Патерсвальде, где прошёл концерт «Русские метаморфозы». Его программа была посвящена духовной и светской музыке Руси XVII–XVIII веков, народным песням и кантам.

Выступление открыл барочный консорт «Tempo Restauro» под чутким руководством дирижёра Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немирвича-Данченко Марии Максимчук. Оркестр исполнил интродукции из опер Березовского и Бортнянского. Прозвучали стихи, кантаты, старинные былины и солдатские песни. Зрители услышали редкие инструменты: колёсную лиру, цимбалы, домру, флейту, что сделало звучание ещё более аутентичным.

— Эпоха барокко в России — время больших перемен, связанное с реформой Никона и расколом в вере, что привело к появлению двух музыкальных культур — старой религиозной и новой светской. В нашей программе прозвучат произведения Бортнянского и Березовского, а также знаменитые русские канты, которые исполнялись и в торжественных, и в бытовых ситуациях. Это уникальный культурный симбиоз европейских влияний и народных традиций. Особое значение имеет место проведения фестиваля — территория бывшей Пруссии, связанная с историей Екатерины II и русских императоров, — рассказала перед началом концерта дирижёр Мария Максимчук.

Солисты Наталья Владимирская, Евгения Афанасьева, Михаил Басенко и Евгений Качуровский вживались в произведения, передавая характер каждого жанра через мелодию, приближенные костюмы и образы того времени. Исполнители филигранно играли голосом, словно переживали ту или иную эпоху.  Особенное впечатление на слушателей произвели композиции «Мати милосерда» и «Жил юный отшельник» — редкие примеры древнерусской духовной лирики.

Оберегает кирху арт-посольство "Супернова". Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»
Братья-пианисты из Италии и барочный консорт в исторических локациях Калининградской области — третий день «Кантаты» | Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»
Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»

Концерт-откровение

Завершение третьего дня фестиваля стало настоящим концертом-откровением. Атмосфера старинных залов и дворов, высокое мастерство исполнителей, живое и эмоциональное звучание — всё это погружало слушателей в особый мир, где история и современность неразрывно связаны музыкой. 

Фестиваль «Кантата» вновь подтвердил свою главную миссию — создавать живое культурное пространство, объединяющее поколения, страны и традиции. Продолжает показывать, что классическая музыка бывает разной, но для каждого она приобретает свой сокровенный смысл. Именно в этом сила и душа «Кантаты»: это фестиваль, где итальянский пианист находит в России дом, где русская музыка звучит как европейская, а европейская становится родной. Здесь история оживает в каждом вдохе, в каждом аккорде, в живом дыхании каждой ноты. 


Братья-пианисты из Италии и барочный консорт в исторических локациях Калининградской области — третий день «Кантаты» | Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»
Фото: пресс-служба фестиваля «Кантата»

12 июня на Острове Канта в Калининграде торжественно открылся V Международный фестиваль классической музыки «Кантата». Как это было смотрите здесь. Концерты 13 июня здесь.

Выбор редакции