09:01

Духовные шедевры и камерная романтика: как прошёл второй день фестиваля «Кантата»

Духовные шедевры и камерная романтика: как прошёл второй день фестиваля «Кантата» | Фото: АНО "Кантата"
Фото: АНО "Кантата"

13 июня в Калининградской областной филармонии имени Е. Ф. Светланова прошёл концерт духовной музыки в рамках второго дня международного фестиваля классической музыки «Кантата». Под готическими сводами звучали произведения, пронизанные светом, верой и вечными смыслами.

Голос одинокого сердца

Программу открыл Джоаккино Россини. В органной версии звучание оказалось особенно камерным и проникновенным. Следом — строгость Антона Брукнера с ноткой мистики и тонкая молитвенность Франца Шуберта, чья «Ave Maria» прозвучала как голос одинокого сердца. Композитор Кнют Нюстедт и его композиция «Immortal Bach», словно хоровая ткань вне времени и пространства, растворилась в акустике зала, создавая эффект временной петли.

Центральный блок программы был посвящён русской духовной музыке. Произведения Сергея Рахманинова — фрагменты из Литургии святого Иоанна Златоуста прозвучали в исполнении Московского государственного академического камерного хора под управлением Тимофея Гольберга и Мансура Юсупова.

Заключительное «Верую» Анатолия Гречанинова стало апогеем концерта — утверждением веры, музыки и жизни. За фортепиано солировала Елена Ильина. Хормейстеры - Андрей Иванов, Алексей Кольцов, Ольга Федорищенко и Татьяна Метлина, каждый из которых внёс в звучание коллектива свой неоценимый вклад. По завершении зал взорвался — зрители аплодировали стоя, вызывая музыкантов на «бис».

Фото: АНО "Кантата"
— Я не могу найти слов, чтобы точно описать то, что почувствовала сегодня. Когда зазвучал Рахманинов, особенно «Тебе поем», внутри что-то сжалось и одновременно расправилось. И орган, и хор, и этот особый свет, проникающий сквозь витражи, — всё соединилось. Зал будто замер. Даже дышать не хотелось, чтобы не спугнуть это ощущение. До сих пор внутри — тепло и тишина, — поделилась впечатлениями одна из зрительниц на выходе из филармонии.
Духовные шедевры и камерная романтика: как прошёл второй день фестиваля «Кантата» | Фото: АНО "Кантата"
Фото: АНО "Кантата"

Имение Лангендорф: музыка в пространстве времени

Фестиваль продолжился вечером в Имении Лангендорф в Гвардейском округе. Концерт камерной музыки стал настоящим откровением в месте, где история и искусство сливаются в единое целое. Имение сохранило атмосферу старой Восточной Пруссии. Уединённость, благородная тишина природы и архитектура с историческим дыханием создают ощущение замедленного времени — идеальный фон для камерной музыки. Июньское пение птиц дополняло звучание инструментов и внесло свою изюминку. 

Программа объединила два шедевра: фортепианные квартеты Роберта Шумана и Йоханнеса Брамса — двух великих немецких романтиков, чья музыка звучит как дневник души, наполненный внутренними драмами, признаниями и надеждами со своими завязками и кульминациями.

Фортепианный квартет Роберта Шумана — это музыкальный портрет любви. Музыка, в которой Шуман говорит с Кларой, своей музой. Следом — фортепианный квартет Йоханнеса Брамса, полон волнений и переживаний. Произведения исполнили выдающиеся музыканты: Инга Дзекцер (фортепиано), Андрей Росцик (скрипка), Наил Бакиев (альт) и Алексей Жилин (виолончель). Вместе они рассказали зрителям историю о чувствах, неподвластных времени, и о любви, переданной через музыку. Казалось, будто музыкантам слова были ни к чему — они говорили на своём, непонятном для окружающих языке, и понимали друг друга с полувзгляда. 

Духовные шедевры и камерная романтика: как прошёл второй день фестиваля «Кантата» | Фото: АНО "Кантата"
Фото: АНО "Кантата"
Фото: АНО "Кантата"
— Калининградский зритель — особенный. Тёплый, открытый, отзывчивый. И это ценно, когда понимаешь, что тебя здесь ждут. Атмосфера участия, сопереживания, внимания — она чувствуется с первых минут на сцене. Фестиваль «Кантата» я вижу в развитии. Пятый год — и он стал по-настоящему международным, с широкой географией участников и колоссальным размахом. Вечер открытия приобрёл масштаб всероссийского события, не меньше. Для меня «Кантата» — это торжество музыки, служение искусству. Особенно приятно находиться в Калининградской области: мой коллега, например, впервые здесь, и он в восторге. Мы не ожидали увидеть столько красоты, отреставрированных зданий, любви к региону и к культуре. Это чувствуется. Калининградская область  умеет удивлять — и нам здесь хорошо, — поделился скрипач Андрей Росцик.

Именно в исторических локациях Калининградской области музыка живёт, впитывается в стены, в деревья, в вечерний воздух и в сердца слушателей. Так прошёл второй вечер фестиваля «Кантата»: камерный, романтичный, откровенный. 

12 июня на Острове Канта в Калининграде торжественно открылся V Международный фестиваль классической музыки «Кантата». Как это было смотрите здесь.

Выбор редакции