07:24

Не спасли: в Калининграде исчезают уникальные объекты индустриального наследия

Не спасли: в Калининграде исчезают уникальные объекты индустриального наследия | Фото: Александр Мелехов
Фото: Александр Мелехов

Калининград богат историческими индустриальными объектами, но, увы, с каждым годом их становится все меньше. А судьба многих уцелевших висит на волоске и до сих пор не решена.

Фото: Александр Мелехов

Фильм не помог


В конце мая на бывшем Калининградском вагонзаводе начали разбирать исторический кузнечный цех. До последнего отстоять и спасти его пыталась инициативная группа «КВЗspace». В последние годы они смогли превратить опустевшее и безжизненное место в модную популярную локацию. Сделали косметический ремонт, вывезли тонны мусора. И стали одной из площадок всероссийских фестивалей «Ночь заводов» и «Смена». А сам вагонзавод даже попал в фильм о преобразовании промышленных пространств России.

  • Мы показали как можно преобразить индустриальное пространство и привлечь внимание к заброшенному наследию. Мы создавали прецедент для переосмысления забытого места любопытными зрителями, художниками, активистами, городской администрацией, - написали в своих соцсетях активисты.

И у места могло быть будущее. Завод, основанный в 19-м веке, выполнял свои функции больше сотни лет. После Второй Мировой войны в 1946 году он был одним из первых предприятий, которые начали работать в разрушенном городе. И гремел на всю страну. Предприятие пережило даже болезненную для промышленности Перестройку и выпускало продукцию еще в начале 2020-х годов. После закрытия производства появилась идея превратить пространство кузнечного цеха в музей.

Два года назад СМИ писали об этом проекте музея «Фридландские ворота» и БФУ им. Канта: на заводе в рабочем состоянии сохранились оригинальные немецкие станки (многие образцы - единственные в Европе). Мысль была в погружении в историю восточнопрусской промышленности и советский период вагоностроительной отрасли. 

Фото: Александр Мелехов

Еще в мае Тина Пивненко, куратор проекта музейного арт-пространства «КВЗspace», на встрече с губернатором Алексеем Беспрозванных на «Дне бизнеса» обратилась за поддержкой к властям. Она просила помочь сохранить уникальное историческое пространство, поддержать творческие инициативы.

На тот момент цех ещё не начали сносить, я также написала письмо в министерство культуры и туризма региона со всеми материалами работы за три года. Обратной связи в данный момент так и не поступило, - рассказала она.

Впрочем, ответ вряд ли бы помог: решение собственника сложно оспорить и можно понять. Активисты попытались спасти хотя бы оборудование. 

К сожалению, часть довоенных станков распилили на металл. Один из уцелевших выкупили владельцы шлюза № 5 на Мазурском канале. По предварительной договоренности, наши  стенды будут переданы на хранение в музей «Фридландские ворота» вместе с тем, что осталось от мелкого ручного инструмента и технической документации, - сообщила инициативная группа проекта. - Руководство со своей стороны заверило нас в заинтересованности сохранения станков и готовности предоставить часть своей территории для создания уличной экспозиции.

Судьба исторического моста под вопросом

Эта история лишь подтверждает тенденцию: очевидно, что в регионе нет определенной позиции в отношении исторических индустриальных объектов.

Об этом говорит судьба двухъярусного моста. Построенный в 1926 году он является объектом культурного наследия местного значения. Но это ему пока не помогло: в 2018 году стало известно, что вместо двухъярусного построят два новых через Преголю. А старый, скорее всего, демонтируют (собственник РЖД вкладывать в него деньги не планирует). 

На защиту уникального инженерного сооружения встали городские активисты: они проводят акции и собирают подписи. Власти и эксперты высказываются то «за», то «против» его сохранения. В апреле этого года губернатор региона Алексей Беспрозванных в очередной раз сообщил, что решение не принято. «Посмотрим вместе с архитектурным сообществом, как исторический мост будет вписываться, будем обсуждать», - приводит его слова портал «Клопс».

Охранный статус

Еще один индустриальный объект, за который борются активисты - ангары базы Нойтиф на Балтийской косе. Два из них ( № 1 и 6) распилили и демонтировали. Один из ангаров (№5) в 2020-м году стал объектом культурного наследия. Ранее охранный статус получили ангар №2 и находящаяся рядом с ним башня управления полётами. 

В прошлом году экс-глава администрации Балтийского округа Сергей Мельников говорил, что у ангаров есть собственник и власти готовы подать на него в суд с требованием уборки строительных остатков после разборки двух ангаров. Шла речь сохранении, консервации и восстановлении оставшихся строений - но дальше план6ов дело не двинулось.

А что в России

При том что в России есть и успешные примеры. Большинство объектов расположено в Москве: центры современного искусства «Винзавод» и «Гараж», культурное пространство ГЭС-2 в здании одной из старейших гидроэлектростанций. А также творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле, культурно-общественный центр «TEXTIL» в Ярославле и многие другие проекты. Так что калининградцам есть, на кого равняться и к чему стремиться.

Выбор редакции