12:47

Секреты квадрата Малевича и дебют мировых шедевров спустя годы забвения

Секреты  квадрата Малевича и дебют мировых шедевров спустя годы забвения | Фото: Александр Мелехов
Фото: Александр Мелехов

В День России, 12 июня, в Калининграде начал  работать филиал Государственной Третьяковской галереи. 

Охватили пять веков

Журналисты «Страны Калининград»  узнали, что можно увидеть в самом технологичном музее страны и какой смысл скрывает знаменитый квадрат Малевича.

— Выставка в музее стоит на «трёх китах»,   - объясняет  куратор проекта Светлана Капырина. — Первый  —  история коллекции Павла Третьякова, второй — преемственность между разными поколениями художников. Третий  — история отечественного искусства. Если пройдёте весь зал, осмотрите произведения, прочитаете этикетки и QR-коды, вы как матрицу сложите историю страны, начиная от Московского княжества и заканчивая современностью. Если поразмышляете, когда всё это было написано, когда жил художник, что он пережил — вы получите контекст каждой эпохи».

Главная экспозиция калининградской «Третьяковки» — «Пять веков русского искусства», в ней представлено более 310 экспонатов из собрания федерального музея: картины, а также скульптуры.

Открывает её икона «Чудо Георгия о змие», написанная на рубеже XV–XVI веков, а закрывает триптих «Люди голубой планеты» Андрея Соколова и Алексея Леонова - первым вышедшего в открытый космос. По задумке авторов, оба экспоната транслируют победный образ: Святого Георгия над змеем, символизирующим хаос, и человека, покоряющего космос. 

— Почти три года мы  работали надо проектом Третьяковской галереи на западном форпосте страны. Это колоссальный вызов и ответственная миссия - внедрение русского культурного кода, - говорит главный хранитель государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова. — Как–то один из моих коллег подметил, что, отправляясь в путешествие по России, жители дальнего севера или Сахалина говорят: «Поехал  на материк», а в Калининграде: «Поехал в Россию». Наша цель, чтобы здесь возникла мощная культурная институция — близкий, родной музей, который ментально объединяет просторы России. Искусство может сделать это бережно и эффективно.

По словам Татьяны Городковой, только на совместную с транспортной фирмой разработку  логистики доставки экспонатов к нам ушёл почти год. В эксклав они добирались и по земле, и по воде, и по воздуху, под контролем вооруженной  охраны. Выгрузкой и распаковкой также занимались исключительно специалисты

- В итоге всё прошло штатно, - продолжает она. - Калининградский  филиал  спроектирован так, что в здании соблюдаются все принципы сохранения и представления коллекции, используются самые современные выставочные технологии. Можно кожей почувствовать особое музейное пространство, в котором нужные параметры температуры и влажности поддерживаются круглогодично.  

Дизайнерское решение помещений разрабатывал известный профессионал в своем деле Эрик Белоусов.

— Цвет стен максимально подходит под восприятие того или иного шедевра, — рассказывает главный хранитель. — Неделю команда световиков настраивала жестко регламентируемый уровень освещенности произведений. Ведь картину надо и сохранить и сделать доступной зрителю для качественного созерцания.

Секреты  квадрата Малевича и дебют мировых шедевров спустя годы забвения | Фото: Александр Мелехов
Фото: Александр Мелехов

Найти свой смысл

В калининградском филиале есть все великие русские художники 18, 19, 20-го веков, много шедевров живописи из залов постоянной экспозиции Третьяковки. Например, Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы», «Гитарист» Тропинина, этюды великого Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», Куинджи, Левитан, Малевич. Также выставлено много скульптур.

— Всё это выпестованные, хорошо подготовленные к транспортировке экспонаты, — словно о детях, рассказывает о шедеврах русского искусства  Татьяна Городкова. — Прежде, чем отправить их в путь, каждый был осмотрен Реставрационным советом Третьяковской галереи, чтобы принять решение: можем это сделать или нет. И если да, то, что сделать, чтобы обеспечить сохранность. Например, дополнительно защитить картину антибликовым музейным стеклом, провести консервационные мероприятия. Есть и такие, что прошли полную реставрацию и теперь проживают в калининградской Третьяковке возрождение. Яркий пример: картина Жан-Жака Лагрене  «Суд Париса» - крупноформатное произведение, которое хранилось на валу (рулон, на который накатывается холст) и здесь вышла в свет. Дебют в Калининграде случился спустя 30 лет своеобразного забвения. Мы провели реставрацию, изготовили новый подрамник. Счастье, когда в экспозиционный оборот вводятся подобные вещи, которые, по ряду причин, в нем отсутствовали! 

 Какие секреты таит в себе, выставленный в Калининграде «Черный квадрат» Малевича?

— Это одно из самых знаменитых произведений живописи 20-го века. Легенда, с которой связана своя мифология. Люди ищут в нем особый смысл, пытаясь понять, о чём это. Казимир Малевич вошел в историю с ощущением мессианства, он привносит в творчество свое осознание того, что то, что он делает - невероятно фундаментально. И это так. Он новатор. Его прочтение супрематизма, которое он внес в историю мирового искусства —  особый гений художника, предвидящего новые вещи. Авторский посыл «Черного квадрата»  —  финал, завершение этапа истории живописи. Отныне, предметом и содержанием произведений, становится не только реальность, видимая человеческим глазом, но и форма, внутреннее ощущение. Многие мастера оттолкнулись от квадрата Малевича, узрев в нем своё, что, в том числе сыграло огромную роль в развитии дизайна. Для кого-то — это «чёрная дыра», для кого-то — отказ от привычного, прорыв в безграничное творчество. Каждый имеет право вложить в картину свой(!) смысл — это и есть цель.

Главный хранитель государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова. Фото: Александр Мелехов

Из бизнесмена в мальчишку

— На сегодня наш филиал — самый технологичный музей страны,  — комментирует директор филиала Камиля Байдильдина. — Помимо  «Пяти веков русского искусства», гости увидят две постоянные экспозиции музея: зал истории Третьяковской галереи и Детский музей с экспозицией «Море возможностей». Последний поможет ребятам и родителям познакомиться с искусством в игровой форме. Это и тактильная стена, обитая разными материалами, и инсталляции, позволяющая потрогать шум моря. А нажав на две разные по цвету кнопки и как бы смешав, таким образом,  краски на большом экране можно увидеть «рождение» картины от известного художника в соответствующей цветовой палитре. Волшебство! Есть тут  панели с репродукциями,  которые крутятся вокруг своей оси: через них можно пролезать — такой портал в зазеркалье искусства особо нравится малышам.

— Удивительно, но здесь дети будто бы становятся взрослее, увереннее, начинают задавать глубокие вопросы, размышлять. А с взрослых, наоборот, спадает пелена привычной серьёзности. Например, бизнесмен в деловом костюме в моменте становится задорным пятилетним мальчишкой и вместе с ребёнком активно включается в процесс творчества, — делится наблюдениями сотрудник музея.

Фото: Александр Мелехов

Опровергнуть легенду


«Зал истории Третьяковской галереи» знакомит посетителей с эпохами, которые музей пережил с момента своего основания до наших дней, а это почти 170 лет. Интерактивная экспозиция рассказывает о братьях Третьяковых, их друзьях и коллегах, например, о попечителе галереи в революционные годы Игоре Грабаре. Благодаря ему и его «лжи во благо» удалось спасти много памятников искусства, попавших в немилость из-за  перемены политических взглядов. Грабарь давал им оценку, находя в них якобы иной смысл.

Также представлены здесь снимки и репродукции музейных документов военных лет.

— Многие знают легенду  о том, что во время войны Сталин забрал из Третьяковки «Владимирскую Богоматерь» и облетел с ней вокруг Москвы, как бы защищая столицу. Это легко опровергнуть: есть описи, в которых сказано, что на тот момент икона была эвакуирована в Новосибирск вместе со всей коллекцией древнерусской живописи, — рассказала заместитель гендиректора «Третьяковки» по научной работе Татьяна Юденкова.

— Как к сегодняшнему открытию мог бы отнестись сам создатель Третьяковки?

— Третьяков был человеком консервативным, не смотря на то, что собирал в галерее и новаторские вещи. Наверное, он не представлял насколько разрастется его музей, потому что параллельно с ним были и другие коллекционеры, но все, кто начинал с ним в конце 50-х годов или разорились, или же их коллекции растворились в других в музеях. А вот имя первого создателя   доступной для народа галереи Третьякова звучит до сих пор, ведь до него в Москве не было музеев вообще, — размышляет Татьяна Юдина. — Есть выражение, что не будь Третьякова, не было ни «Крестного хода» Репина, ни «Боярыни Морозовой» Сурикова. И это совершенно точно.

Калининградский филиал «Третьяковки» — один из трёх, расположенных в разных городах России. В Самаре галерея работает с 2023 года, а во Владивостоке  должна открыться в 2026-2027 годах.

— Уверен, что и полгода не хватит для того, чтобы как следует ознакомиться со всеми работами, — сказал губернатор Алексей Беспрозванных, открывая филиал. — Поздравляю с этим важным и историческим событием!

Выбор редакции