В Калининградской областной научной библиотеке состоялся творческий вечер поэта, эссеиста, драматурга, актёра, режиссёра, педагога, создателя и бессменного руководителя театра «Третий этаж» Евгения Мышкина.
Корреспонденту «СК» режиссёр рассказал о нелёгком пути творческого коллектива, появившегося на свет в Калининграде 30 лет назад.
Неслыханное и невиданное
- Евгений, вы по первому образованию историк. Чему научила вас история?
- Знание истории даёт отстраненность от современного контекста и возможность видеть очевидность будущих изменений. Для меня это весьма важно.
- Как в вашу жизнь вошёл театр?
- Ещё на истфаке я мечтал создать что-то неслыханное и невиданное. Был 1995 год - странное время. Многие из моих однокурсников тогда сделали целью приспособиться и выжить, но часть оставалась в романтическом безвременье и позволяла себе роскошь, скажем, три дня читать, ни о чём не заботясь. С удовольствием и я это делал.
Театр стал ровно таким же удовольствием. За мной тогда увязались те, что были не у дел, не сильно процветали. Я попытался связать студенческую субкультуру с большой культурой – Пушкин, Волошин. Помню наши первые репетиции в аудиториях, под лестницей, в коридорах. В них было столько страсти, надежд, энтузиазма и, конечно, очаровательной наивности, свойственной возрасту. Такими же были и первые спектакли. Это был удивительный опыт общения, открытости и бесконечной влюбленности в искусство и друг в друга.
Выступали в корпусе университета на ул. Чернышевского на лестничной площадке. Людей набивалось - как селёдок в бочке, ни света, ни микрофонов – ничего не было, кроме громадного желания и ощущения междусобойчика, аншлага. Творчество - это способ существования, дар любить, ради этого всё затеялось и до сих пор живёт.
Вера в человека
- Под давлением обстоятельств театр вынужден был переехать в новое пространство. Удалось обжиться в мансарде на Коммунальной?
- Мы собрали вещи в котомки и пошли. Знаете, я полюбил переезды. Они научили тому, что я не должен зависеть от материи. Можно сосредоточиться только на человеке. Я верю в человека, хотя эту веру у меня каждый день пытаются отнимать. Сегодня «Третий этаж» - это передвижной лёгкий театр. Я подразумеваю лёгкость бытия. Стал создавать такие постановки, которые не требуют ничего, кроме человека. Те, кому нужны декорации, могут сходить в музей. Те, кому нужны костюмы, – в торговый центр, ведь бизнес отлично театрализовал нашу материальную жизнь.
- С одной стороны - лёгкость бытия, с другой - постановка столь сложных философских произведений, как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.
- Смелые, если не сказать наглые эксперименты были обусловлены абсолютной верой в человека. Я произведение Ричарда Баха прочитал в 17 лет. Эта притча меня потрясла лаконичностью формы и сюжетом о человеке, который вынужден влачить убогое существование, но находит в себе силы сделать жизнь осмысленной и свободной. Сегодня спектакль, поставленный 22 года назад, по-прежнему в репертуаре нашего театра.
- А что побудило замахнуться на Шекспира?
– Я понял, что в сюжет «Ромео и Джульетты» зашита история о том, что существует лишь две категории людей – влюблённые и зэки. Мир Монтекки и Капулетти – это зона, в которой нет места любви. Поэтому обитатели этой зоны в спектакле выходят на сцену в полосатых робах. Эти зэки в конце концов убивают влюблённых. Но и убитые Ромео и Джульетта продолжают стоять, и обряд венчания происходит посмертно. А в финале зэки снимают с себя робы и складывают к ногам влюблённых. Потому что при всех возможностях убить тело они не могут убить душу.
Евгений Мышкин родился в Калининграде в 1974 г. . Окончил исторический факультет Калининградского госуниверситета. В 1995 г. с группой единомышленников основал студенческий театр «Третий этаж». В 2004 г. коллектив стал лауреатом Всероссийского фестиваля студенческих театров. В 2002 г. поставил авторский моноспектакль «Радость моя любовь», основанный на материале собственных литературных произведений. С 2003 г. преподает театральное творчество в детской студии, удостоен звания «Рыцарь гуманной педагогики». Женат, воспитывает дочь.
Репетиция жизни
- Вы ведёте детскую студию «Театр детской души». Мы с вами когда-то говорили о гуманной педагогике. Это по-прежнему актуальное для вас понятие?
- Безусловно. Я умею дружить с детьми и понимать их. Им необходим человек, который умеет слушать. Им надо хоть где-то получить игру, которую отнимает школа. На занятиях мы репетируем жизнь. Здесь никто ни перед кем не ломает комедию. Гуманизм в первую очередь в том, чтобы увидеть в человеке его нетипажность.
Человека ранжируют сразу после рождения - и в школе, и дома, и на улице в какое-то клише упаковывают. Вот он троечник, тот - балбес, этот - умничка. Крутые и лохи. Причём в последний разряд чаще всего попадают читающие и мыслящие. И человек прячется за это клише, а то главное, что в нём есть, скукоживается. А мне интересно найти в нём это зерно. Сделать из Золушки принцессу, открыть замкнутого человека. Да и всякая утопия рано или поздно материализуется. Театр, который я возглавляю, тоже утопия. Но прекрасная…
- В 2009 году я была в драмтеатре на премьере вашего спектакля «Нюня», который, по сути, стал бенефисом двух старейших актёров Василия Александрова и Юрия Харламбова. Насколько я знаю, предыстория этой постановки примечательна.
- Это так. Мы на протяжении многих лет дружили с этими замечательными актёрами. Сегодня обоих нет в живых. А тогда, в 2009 году, они мне позвонили и рассказали, что их поставили перед фактом ухода из театра. Дескать, возраст и состояние здоровья несовместимы со сценой. «Давай затеем что-нибудь и докажем, что мы в силе», - предложили они мне. Я с удовольствием согласился и выбрал пьесу Николая Коляды «Нюня», в которой два персонажа. В процессе постановки открылся невероятный человеческий и профессиональный багаж старых актёров! Их оставили в театре и дали возможность достойно завершить жизнь.
- Как случилась ваша переписка с Ричардом Бахом?
- Первый раз я отправил ему письмо сразу после премьеры спектакля. Написал, что осуществил мечту поставить своё любимое произведение. И к радостному удивлению получил ответ: «Вы оказали мне большую честь, воплотив мои самые сокровенные идеи». Прошли годы, а в 2012-м я узнал, что Бах попал в авиакатастрофу, но выжил и реабилитируется. И тогда я написал ему, что мы до сих пор играем спектакль, и поклялся, что будем играть его, пока я жив. И держу слово по сей день. Знаете, когда бывало совсем плохо, в моём сознании возникал Джонатан и говорил: «Держись, всё получится!»