09:49

ГердаунМале - роспись, рожденная в Калининграде

Анна Жуковская | Фото: архив героя публикации
Анна Жуковская. Фото: архив героя публикации

Продолжаем знакомиться с земляками, которые не боятся изменить жизнь, вкладывая в свое дело тепло и любовь. Поговорили с художником, которая развивает авторскую роспись ГердаунМале, изучает русскую народную культуру,  Анной Жуковской.

– Кто вы по образованию? Как стали художником?

– По первому образованию я — инженер-судостроитель, работала по профессии. После рождения дочери ушла в декрет, а  вышла   из него в мебельную промышленность: от инженера дошла до начальника ОТК,  но потеряла к этому интерес. Со времен художественной школы   у  меня осталось   хобби – роспись по шёлку, расписывала платки друзьям, картины делала. В 2016 году пошла учиться на художника росписи по дереву, тогда еще в Калининградский промышленный и художественный техникум. 

– Где находите вдохновение для своих работ? Что ещё создаете, помимо росписи?

– Большую часть времени занимаюсь росписью по дереву, а также переношу её и на текстиль. Переосмысливаю, делаю сюжеты более современными.

Работаю с разными техниками, потому что нужно не только знать теорию, но и понимать технологию. Это дает больше вариантов для творчества. 

Отдельная любовь – вышивка. Как раз сейчас работаю над новой коллекцией головных уборов для свадьбы и украшений в старинной технике «сажения по бели».  

Меня вдохновляет богатство орнамента. Невозможно рассматривать отдельно роспись по дереву, это связано с предметами, на которых она была нанесена. Чтобы сделать нить, нужна прялка и веретено, лён, потом из этой нити получается ткань, затем ткачество или вышивка, шьется костюм, проходят праздники, дети рождаются, все это сопровождается фольклором. Это настолько замкнутый процесс, который не может рассматриваться отдельно: невозможно вычленить только фольклор, потому что песни были привязаны к быту, праздникам, традициям.  

– Почему именно русская народная культура? Как пришли к этому?

– Во время учёбы погрузилась в обилие народной культуры, русской росписи разных регионов: для меня это было открытием, я родилась и выросла в Калининграде, где с русской культурой не встретишься. Увидев многообразие и богатство культуры, я влюбилась раз и навсегда, с каждым годом все больше и больше погружалась,   изучала, знакомилась с людьми. Меня стала волновать современное проявление традиции: что с ней происходит? Как проявляется  русская айдентика  сегодня, когда изменился быт и интерьер, а многие предметы русского быта с росписью стали не актуальны.

– Расскажите про ГердаунМале?

–В конце 80-х годов прошлого века, была такая студия «Анастасия»: моя мама преподавала там вышивку и гобелен. Как раз в то время рождалась роспись ГердаунМале, буквально на моих глазах, хотя тогда я была маленькой девочкой.

После окончания учёбы поняла, что у нас есть культурное наследие, из которого  можно сделать бренд города, помимо янтаря. Люди много чем занимаются, но чтобы это было чем-то локальным, с орнаментами  или узорами такого не было. Я стала последователем мастера: популизирую роспись, участвую в российских и международных выставках, чтобы ГердаунМале стала узнаваема как роспись, рожденная в Калининграде. В моих руках она немного преобразилась: это концепция. В работах появилась медная поталь, цвета росписи стали более локальными: сине-серый символизирует море, отражая дождливость и брусчатые дороги, охра – песок и янтарь, зелёный – леса и парки области, а красный – закаты над Балтикой.   Роспись многослойна, градация цвета от темного к светлому делает ее объёмной.

Теперь роспись ГердаунМале - это название моего бренда.

–Какие фестивали вы организовывали?

– Участвую в проектах и марафонах, где рассказываю про роспись. В 2018 году организовала выставку   местных мастеров на территории фанзоны FIFA, который проходил в Калининграде. Тогда  поняла, что для  иностранного туриста это интересно.

Стала организовывать выставки: мы успели побывать до пандемии в Гданьске, затем в Праге, в плане было еще несколько стран, но все прекратилось. 

Тогда я стала активно развивать социальные сети: брала интервью у художников, которые занимаются ремеслом. Они и  игрушки, и  текстиль для дома делают, используют традиционные орнамент – это большой проект, который продолжается. 

Участвую в разных проектах и фестивалях как спикер, провожу открытые встречи и мастер-классы на культурных площадках города и области.

Мне нравится общаться с людьми. Я работаю с подростками  и  взрослыми, потому что отдача интересная: люди рассказывают свои истории, бабушек и мам, кто чем занимался, какие предметы и орнаменты были в их детстве.

Отсюда родилось несколько проектов,  где орнамент – арт-терапия для женщин.

Ещё у меня есть клуб, где записываю уроки, и каждый желающий может присоединиться и изучать роспись: экспериментировать с формой, цветом в интерьере, одежде через русский орнамент.

– Насколько сейчас  популярен русский фольклор? 

– Популярность растёт, мне кажется, что это только начало, дальше будет интереснее. Поддержка большая и народных промыслов,  и мастеров, это возможности написания грантов. Но что касается Калининграда, здесь все-таки нет промыслов, чего-то своего. У нас  больше развивается туризм, нежели культура, но думаю, что скоро и до нас это тоже дойдет. Все больше появляется проектов и выставок таких, как «Свояси»,   «Трын*Трава». В прошлом году участвовала в выставке «Свояси»: она  рассказывает о русском  коде через современные формы и предметный дизайн.

К счастью, у нас проводится много выставок.  Этой   зимой - в музее Янтаря, она называлась «Красное, желтое, белое», где показывали русский традиционный костюм, вышитые головные уборы, украшения русского Севера. Сейчас проходит в Музее мирового океана в Светлогорске выставка «Красота на все времена» русского традиционного костюма этнографического музея 

 – Насколько хорошо, по вашему мнению, в России сохраняют народную культуру?

– Музеи всё чаще выставляют то, что хранилось в запасниках, выпускается  много исследовательской литературы, открываются  выставки – культура  становится доступной для многих.

Популяризация – это    инициатива   людей, влюбленных в культуру, которые ее сохраняют. Появляются частные музеи, где люди выставляют свою коллекцию, которую собирали годами, пускают в архив.  Моя коллега из Курска, Екатерина Ребежа, сняла фильм про русский Север: сама нашла оператора, поехала в экспедицию и сделала кино, потрясающее. 

В нашем регионе тоже стремлюсь к тому, чтобы знакомить людей с русской культурой и рассказывать о ее многообразии, обучать их, чтобы люди ценили свою культуры. Я показываю ее через разные аспекты. 

Проект «Живи красиво!» - авторская работа студентов 3-го курса направления «Журналистика», БФУ им. И. Канта.

Выбор редакции