Мы продолжаем знакомить вас с людьми, которые не боятся менять свою жизнь и вкладывают в своё дело тепло, душу и время. Сегодня героиня нашей беседы — Таисия Казанцева, художник-керамист.
Творческий путь
— Я училась на архитектора. Думаю, это образование тесно связано с тем, чем я занимаюсь сейчас. Керамика тоже требует умения мыслить пространственно, наперёд — ведь изделия проходят через огонь и воду в самом буквальном смысле.
Рисовала с самого детства — и никогда не прекращала. Не скажу, что уже полностью освоила «искусство скульптуры», но к этому стремлюсь. Мне ближе скульптурная керамика, чем утилитарные формы вроде посуды.
Сначала я прошла базовые курсы «Гончара-керамиста», где получила первичные знания о работе с глиняными массами. Всё остальное — это самообразование, практика и насмотренность.
Обучение и рост
— Мне кажется, что в начале пути было легче, как бы странно это ни звучало. Когда только учишься, тебе «прощают» ошибки, нет внутренних стандартов, которым хочешь соответствовать. Просто учишься и радуешься процессу.
Но чем дальше идёшь, тем выше планка, которую устанавливаешь для себя сам. И остановка в развитии — это почти как признание: «всё, хватит». А мне хочется идти дальше. Учишься всегда. И чем глубже погружаешься в дело, тем больше открываешь возможности материала и его особенности.
В керамике много технических тонкостей, и в целом ты не можешь не обращать на них внимания
Вдохновение и учителя
— Я вдохновляюсь древними мастерами, которые были удивительно внимательны, трудолюбивы и по-настоящему смелы в своих художественных поисках. Когда оказываешься в музее рядом с подлинниками, то невольно пробегает дрожь — это словно встреча с живым духом искусства.
Если говорить о насмотренности, чаще всего обращаюсь к античности. Мне близка и советская школа скульптуры, монументальное искусство СССР. Зураб Церетели, Николай Андреев, Сара Лебедева, Александр Кибальников, Александр Матвеев, Матвей Манизер и его супруга Елена Янсон-Манизер, Георгий Франгулян — список может быть длинным.
Хотя это мастера скульптуры, многие принципы и приёмы стараюсь применять в керамике. Среди современников тоже есть художники, чьё творчество вдохновляет и подталкивает к работе.
Все идеи находятся рядом — в нашей повседневности, в источниках информации, в которые мы себя погружаем.
Лошади — часть жизни
— Сколько себя помню, одним из первых моих слов было «гого». Наверное, всё началось с него. Лошади были повсюду: в одежде, игрушках, мультфильмах, тетрадях. Потом был конный спорт — не самый успешный, но важный. Он воспитал во мне черты характера, которые я сейчас особенно ценю.
Сложно объяснить словами, что именно есть в лошадях, чего нет ни в чём другом. Но однажды связав свою жизнь с лошадьми, от них уже не уйдёшь.
О будущем искусства
— Честно говоря, я не всегда понимаю современное искусство. В этом я, наверное, немного старомодна. Мне важна эстетика — чтобы изделие «работало», радовало человека, вызывало эмоциональный отклик.
Сегодня многое упрощается — и техника исполнения, и даже качество. Возможно, это связано с ускорением темпа жизни. Мы живём дольше, но будто бы всё время торопимся. Мастер раньше мог создавать работу десятилетиями. Сейчас это кажется непозволительной роскошью.
Но это не только про авторов — запрос идёт от потребителя. Мы живём в эпоху быстрого, порой неосознанного потребления: постоянно нужно новое, и в большом количестве. Не все художники подстраиваются под этот ритм, но общая тенденция — именно такая.
Я считаю, что искусственный интеллект не заменит человека в творчестве. Возможно — в технических сферах, но не в искусстве. Ошибаться, чувствовать, рефлексировать, переживать эмоции — это прерогатива человека. Само физическое пребывание в моменте создания — тот самый «человеческий фактор» — делает художника уникальным посредником между человеком и чем-то большим. Через творчество мы соединяемся с этим невидимым источником.
Еще больше работ автора можно посмотреть здесь
Проект «Живи красиво!» - авторская работа студентов 3-го курса направления «Журналистика», БФУ им. И. Канта.