или Зарегистрироваться
Общество
1356
0
16 ноября 2018

Цены на бензин заморозили до марта следующего года

При этом уже с 1 января в России повышаются НДС и акцизы на топливо 

В минувший понедельник, 12 ноября, правительство РФ все же объявило о заморозке цен на бензин и дизельное топливо до 1 марта 2019 года. 
Как доложил Владимиру Путину вице-премьер Козак, цены будут сохраняться на прежнем уровне, но с учетом инфляции и изменений налогового законодательства (речь о повышении НДС с 18 до 20%. – Прим. авт.). Соглашение о заморозке, как сообщает РБК (16+), подписали все нефтяные компании. И если хотя бы одна из них нарушит договоренности, правительство повысит экспортные пошлины на нефтепродукты, сделав их заградительными. То есть фактически объявлено о начале государственного регулирования в области цен на топливо. 
– Правительство всерьез намерено обуздать розничные цены на бензин, и, судя по предпринятым мерам и тому, что крупнейшие нефтяные компании согласились заморозить оптовые цены на майском уровне до конца года, это ему удастся, – считает директор Инвестиционного банка Финам г. Калининград Денис Павлов. – Под угрозой роста экспортных пошлин нефтяники подсчитали, что продажи нефтепродуктов приносят им меньше выручки, чем экспорт нефтепродуктов и сырой нефти, и лучше пожертвовать меньшим, чтобы не потерять большего. По сути, за счет экспортной выручки они рассчитывают дотировать собственное производство и сбыт бензина в стране, несмотря на ожидаемый рост акцизов на моторные топлива с 1 января 2019 года. Можно быть почти уверенным, что роста ценников на заправках для розничных потребителей не будет. Во всяком случае, если заморозка цен не приведет к дефициту, ведь продавать на экспорт по рыночным ценам выгоднее, чем по твердым ценам внутри страны. 

Грядет уменьшение независимых АЗС
Слово «дефицит» не раз прозвучало в комментарии, который «Стране Калининград» дал региональный омбудсмен Георгий Дыханов. 
– Я вообще против государственного регулирования цен в этом вопросе, – сказал Георгий Дыханов. – Потому что это всегда дает искажение ситуации в конкурентной цене. И любое регулирование цен приводит к частичному дефициту на местах и к переделу рынка. И особенно в той сфере, где тон задают ВИНКи – вертикально интегрированные нефтяные компании, которые нефть добывают, перерабатывают, сами же ее продают на своих же заправках. В чисто рыночной ситуации все эти операции должны делать разные компании. Это позволяет держать жесткую конкуренцию, чтобы ни у кого не возникло желания сильно нажиться. У нас другая ситуация, и государство сейчас будет это регулировать. 
По мнению обмудсмена, это может привести к исчезновению независимых заправок. 
– Потому что для своих АЗС оптовая цена может быть одной, а для чужой – плюс 10%. Это не запрещено. На самом деле, если и заниматься регулированием цен, то это надо делать на каждом этапе – добыча, перевозка, мелко-оптовый рынок и т. д. Или на НПЗ. У нас их в 10 раз меньше, чем в США, а потребляем сопоставимо. Если исчезнут независимые АЗС, это сначала приведет к местному дефициту топлива, а потом и к поднятию цен. Существует норма: в среднем одна заправка рассчитана на 400–600 машин в районе не более 50 км. Вот представьте, в районе было три независимых АЗС, и они исчезают. Вот так создается местный дефицит. Тут же появляются диспропорции и т. д. При этом в этом вопросе не надо ничего изобретать. Возьмите те же Штаты, где уже лет сорок действует запрет на экспорт нефти. Они не продают вовне ни грамма добываемой у себя нефти и благодаря этому держат у себя низкие цены на бензин. Но, как вы понимаете, у нас это не вариант. Экспортеры нефти делают самые большие отчисления в бюджет. А экономика должна быть деверсифицированной – рост нужно обеспечивать не за счет нефтяной трубы, а за счет инноваций, роста в разных отраслях экономики. А наше правительство ничего в этом плане не сделало. На самом деле для решения проблемы не нужны даже крайние меры, такие как запрет на экспорт. Сделайте пошлины на вывоз больше, чтобы стало выгодно поставлять товар на местный рынок. Государство при этом могло бы заняться стимулированием строительства НПЗ. Это ведь и новые рабочие места, и более высокая добавленная стоимость, и налоги. И продавай ты бензина сколько угодно!
Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов тоже связывает ситуацию с ростом цен на бензин в России с долларовой зависимостью. 
– Если смотреть по отношению к ценам всего мира, то цена на бензин у нас низкая, но если учитывать уровень зарплат, пенсий и т. д., то стоимость топлива достаточно высокая, – рассказал Михаил Турукалов в интервью «АиФ» (12+). – Тот подъем, который произошел за последние годы — с 35 до 37–40 рублей, считаю необоснованным. На мой взгляд, здесь просто долларовая зависимость. Доллар вырос, подняли цены на бензин, выросли налоги. Ссылаются на уровень инфляции. Но инфляция происходит, потому что растут цены на энергоносители. 
В этом случае поднимаются цены на все. Кто от чего зависит: инфляция от стоимости энергоносителей или энергоносители от инфляции? Вот такая в России дилемма. 

Что будет после Нового года
Ограничения действуют до конца марта. Чего нам ждать дальше? 
– С 1 января в стране на 2% вырастет НДС и серьезно подорожают акцизы на топливо, – рассказал корреспонденту «СК» кандидат экономических наук Владимир Кузин, зампредседателя по малому и среднему бизнесу Калининградской торгово-промышленной палаты. – Инфляция, как известно, проявляется двумя способами – либо ростом цен, либо дефицитом товара. По мне, так пусть лучше бензин стоит сколько стоит, но мы хотя бы сможем ездить. 
А станет литр бензина стоить больше 100 рублей, отправимся покупать его в Польшу! 
По словам Владимира Кузина, сегодня для роста цен есть объективность. 
– Рубль слабеет, и это делает продажу нефти внутри страны невыгодной, – говорит он. – 
К тому же у нас в цену бензина закладывают и НДС, и акциз. Конечно, власти найдут, как повлиять: на сегодня в стране всего около 30 нефтеперегонных заводов, и, думаю, в случае чего, для каждого из них найдется свой «доктор» в погонах. Но на каком-то этапе экономика все равно возьмет свое. 
По мнению Георгия Дыханова, заявленный перерыв принесет пользу только в том случае, если вслед за ним последует какое-то действие. 
– Любая мера хороша, только когда мы понимаем ее цель, – говорит он. – Если это будет строительство НПЗ, принятие каких-то взвешенных решений, чтобы потом начали действовать правильные, рыночные меры регулирования экономики, тогда да, это временная мера будет правильной. А если это сделано просто для того, чтобы снизить накал страстей, то этот «чирей» просто будет нарывать внутри и все равно выскочит. 

Бензин-табл.jpg

04-IMG_6963.jpg
«Страна Калининград» регулярно отслеживает цены на заправках. На этой, расположенной на Литовском валу, в июне литр АИ-92 стоил на 40 копеек, а дизтопливо вообще на 2,8 рубля меньше

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27