Мусульманская община, как уже рассказывала «Страна Калининград», пытается построить мечеть в Калининграде больше 20 лет.
Первый участок земли для этой цели был выделен на пересечении улиц Октябрьской и Дзержинского еще в 1994 г. Однако местные жители высказались против такого соседства. Городские власти, решив, видимо, не обострять ситуацию, предложили мусульманам другой участок – на Бассейной. Но и там мечети оказались не рады.
Затем город выделил место для мечети в Южном парке. После этого опять начались протесты. Но на сей раз стройка началась. Правда, под крышу объект мусульманам возвести не удалось.
Дело в том, что руководство находящегося поблизости от стройплощадки музея «Фридландские ворота» обратилось с иском в суд, в котором потребовало отменить постановление главы города о предоставлении земли под мечеть. Иск поддержала райпрокуратура, и суд удовлетворил требование музейщиков. В попытке оспорить решение организация мусульман г. Калининграда обратилась с апелляцией в областной суд. Однако там решение суда первой инстанции признали законным. Как говорится в пресс-релизе суда, еще первая инстанция «удовлетворила требования прокурора Московского района в интересах неопределенного круга лиц и признала незаконными ряд документов». В частности, постановление главы администрации ГО «Город Калининград» об образовании и предоставлении мусульманам двух земельных участков, договор на передачу их в безвозмездное бессрочное пользование и разрешение на строительство мечети. Также суд признал, что у мусульман нет права собственности на незавершенное здание мечети.
До разрешения
Что же касается синагоги, здесь другая ситуация. Администрация Калининграда выделила организации «Еврейская община города Калининграда» участок на ул. Октябрьской – то самое место, где в Кёнигсберге стояла синагога до того, как в 1938 г. ее сожгли фашисты. Как бы то ни было, разрешение на строительство мэрией выдано не было. Между тем у городских чиновников появились данные, что возведение культового сооружения началось. Поэтому они обратились с иском в суд Центрального района с требованием запретить строительство до получения ответчиком разрешения. И в марте 2014 г. суд удовлетворил требование горадминистрации: «запретить строительство до получения разрешения». Вердикт был оспорен в областном суде, который на днях оставил решение о запрете в силе.
Кто за это ответит
Если с синагогой все более-менее понятно, то с мечетью – ситуация уже, как говорится, с бородой. В парке «Южный» это уже девятый по счету участок, куда переносят строительство объекта. Более того, мечеть сейчас готова на 80%. Неудивительно, что именно ситуацию с запретом строительства мечети на днях комментировал глава Калининграда Александр Ярошук:
– Есть решение суда, и его надо выполнять. Я думаю, что никто не оставит один на один мусульман с этой проблемой. Будем компенсировать финансовые потери, которые они понесли при строительстве мечети, – заявил глава города в эфире радиостанции «Балтик Плюс».
Но уже сегодня затраты на строительство, по оценкам мусульман, тянут на 60 млн руб.!
– Мы тоже об этом слышали, – говорит председатель религиозной организации мусульман Калининграда Иршат Хисамов. – Но откуда власти возьмут эти средства, как не из бюджета? То есть фактически возмещение затрат возложат на плечи жителей региона? Нас с вами, кто работал и платил налоги. У нашей организации на руках есть все разрешительные документы как на выделение участка, так и на строительство за подписью Александра Ярошука. Почему же за чужие решения должны отвечать другие люди? Деньги на мечеть собирали в виде пожертвований, мы не получили ни одной бюджетной копейки. Сдавали на строительство мечети и ветераны, кто воевал на этой земле, и сочувствующие нам верующие, в том числе католики и православные.
По словам Хисамова, мусульмане хотели сразу после вынесения вердикта выйти на митинг.
– Но в горадминистарции нам не дали разрешение. Сказали, что подавать документы нужно за две недели до даты митинга, – говорит Хисамов. – Будем переносить мероприятие на другое число. Также готовим документы для кассации в областном суде, Верховном и Европейском.