или Зарегистрироваться
Общество
737
0
16 января 2013

«Неукротимый» пустили на дно охотники за цветными металлами?

Одной из причин гибели корабля БФ, вероятно, стала ведомственная разобщенность

В День народного единства, 4 ноября, в Балтийске, у причальной стенки Военной гавани, затонул сторожевой корабль (СКР) «Неукротимый». За три года до этого корабль был выведен из боевого состава Балтфлота, с него сняли оружие, ценную аппаратуру и механизмы, а экипаж расформировали.

Теперь военные оправдываются: мол, ничего страшного – утонул лишь стальной корпус корабля и никто не пострадал. Но вопросы остаются. Во-первых, чтобы поднять СКР и отбуксировать его на разделку, потребуется потратить немало сил и денег, естественно, за счет бюджета. И закономерен интерес: почему утонул корабль?

Клапаны стащили?

Выяснением истины занимаются в следственном управлении Следственного комитета РФ по Балтфлоту. Следователь по особо важным делам Александр Истомин рассказал, что попытки спасти корабль продолжались более 9 часов, но после того, как он лег на грунт, аварийно-спасательные работы были прекращены.

– Рассматриваются несколько версий происшествия, – уточнил офицер. – В том числе, что все произошло из-за коррозийных повреждений корпуса, через которые и поступала забортная вода.

По некоторым данным, еще в октябре в штаб флота была направлена информация, что со сторожевиком не все благополучно. Говорят, что к гибели «Неукротимого» причастны торговцы цветным металлом. Дело в том, что так называемая запорная арматура (клапаны) на судах выполнена из бронзы и на вес ценится весьма дорого. Главный инженер ПСЗ «Янтарь» Леонид Голубинский отмечает, что на разделку корпуса судов поступают зачастую без бронзовых клапанов: «Некоторое время корабли остаются почти без охраны, и злоумышленники пользуются этим. Скрутили клапан запорный, и судно утонуло. Людей же там не было».

Действительно, людей на корабле не было, и теперь истину уточнить трудно: надо либо водолазов посылать внутрь затопленного корпуса, что сложно и не гарантирует результата, либо дожидаться, когда СКР поднимут, и обследовать его внутренние помещения.

Одной из причин гибели «Неукротимого» наверняка стала ведомственная разобщенность. Оказывается, после того как боевой корабль выводится из состава флота, он переходит в собственность ныне печально известного департамента имущественных отношений Минобороны. Однако следить за кораблем, который фактически флоту уже не принадлежит, должны были военные. А в Балтийской военно-морской базе лишних людей никогда не было...

Случаи, когда корабли БФ тонули прямо у причальной стенки, не редкость. Урожайными на этот счет были 1990-е годы. С 1990 по 1993 г. в Балтийской и в Лиепайской военно-морских базах утонуло семь сторожевиков. Все они ушли на дно из-за проблем с донно-запорной арматурой! А ведь были еще подводные лодки, тральщики, вспомогательные корабли...

Здесь интересно сделать исторический экскурс. В 1914 году в состав Балтфлота был включен линкор «Гангут». Он участвовал в боевых действиях Первой мировой войны, а в 1918 г. был поставлен на консервацию у стенки Ленинградского завода. Революция, Гражданская война, разруха и прочие напасти не помешали в целости и сохранности уберечь линкор до 1924 г., и он вновь вошел в состав флота. Под именем «Октябрьская Революция» он участвовал в обороне Ленинграда и благополучно дожил до 1956 г.

На музей пожалели денег...

В печальной истории с «Неукротимым» есть еще один, болезненный, нюанс. Этот корабль прослужил на Балтике 31 год, несколько раз становился лучшим на флоте. Ходил на боевую службу, в том числе и в «горячие точки». В 1980 г. в Анголе, где шла гражданская война, моряки «Неукротимого» охраняли советское посольство, делали это в гражданской одежде, и если бы кто-нибудь из них погиб – наше государство не признало бы, что этот человек был военнослужащим.

Специалисты считали корабли проекта 1135, в том числе и «Неукротимый», одними из лучших по мореходным качествам и вооружению не только в СССР, но и в мире. Сейчас на плаву в РФ осталось только два таких корабля. Кстати, современный «Ярослав Мудрый» в этом отношении не слишком превосходит «Неукротимого», построенного в 1977 г. И не случайно на Балтфлоте усиленно лоббировали идею поставить «Неукротимый» у Музея Мирового океана и сделать из него музей. Замдиректора Калининградского музея Мирового океана Алексей Шуткин уточнил: «На содержание такого корабля в качестве экспоната требуется порядка 7 млн рублей в год. Даже для федерального бюджета это сумма немалая». В итоге решение о превращении сторожевика в музейный экспонат так и не было принято.

Уже тонул и горел

В 1987 г. отмечалось 60-летие комсомольской организации Литовской ССР. В качестве «идеологического презента» командование ВМФ решило переименовать корабль и присвоить ему имя «Комсомолец Литвы». Владимир Т., который тогда служил на сторожевике, говорит: «Новое имя мы не любили и считали временным. Так и случилось. Когда в 1990 г. стало ясно, что Литва медленно, но верно дрейфует в сторону независимости, нам вернули прежнее имя «Неукротимый». Экипа был очень рад».

С тех пор в судьбе СКР началась неудачная полоса. В июле 2005 г. корабль участвовал в параде в честь Дня ВМФ. Сторожевику была отведена особая роль: экипаж должен был «обнаружить» плавающую мину, спустить на воду шлюпку с подрывной командой и взорвать «рогатую гадину». Для этого на воду спустили муляж мины, известной всем по кино, к которому прикреплялся специальный подрывной заряд. Но во время тренировки случилось ЧП: течением муляж подогнало к борту СКР в районе машинного отделения, и он взорвался. Внутрь корабля стала поступать вода. Экипаж борьбу за живучесть начал с опозданием, переборки между отсеками были открыты. «Неукротимый» начал тонуть прямо у моста Лейтенанта Шмидта. Положение спасли моряки из аварийной партии малого противолодочного корабля «Зеленодольск», стоявшего рядом. Позже буксиры с «Северной верфи» оттащили СКР в завод и поставили его в аварийный док.

Еще одна трагедия разыгралась 8 декабря 2008 г. при подготовке корабля к выводу из состава БФ. Тогда в боевом информационном посту и на главном командном пункте произошел пожар, в котором погиб лейтенант Кузнецов...

Что почем?

В 1990 г. сторожевые корабли, однотипные с «Неукротимым», продавались на металлолом по ценам от $ 250 до 320 тыс. за корпус. По нынешним временам это цена скромной квартиры в Москве...

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1