На прошлой неделе состоялась встреча главы Калининграда Александра Ярошука с инициативной группой по формированию городской среды и сохранению историко-культурного наследия. Надо сказать, вышла она жаркой. на повестке дня болезненный для горожан вопрос – судьба брусчатки. В течение двух предыдущих месяцев члены инициативной группы «Спасем брусчатку!» вырабатывали регламент.
– Мы предлагаем на уровне властей Калининграда признать ценность брусчатки, заявить ее как наше историческое наследие и сохранять, – взяла слово член группы Анна Карпенко («СК» писала о ней как об одной из активистов, отстоявших булыжную мостовую на ул. Грига. – Прим. авт.).
В планах не было
Сегодня на улицах Калининграда все равно камень снимают. Пример – ул. Толстого, где при ремонте дороги часть брусчатки стала историей.
– Улицы Толстого даже в планах на ремонт этого года не было! – говорит Анна Карпенко.
Александр Ярошук попросил своего зама, председателя комитета архитектуры и строительства, пояснить ситуацию на Толстого, мол, как так… Сергей Мельников ответил:
– Улица была в планах на 2011 год, а лимиты на нее выделены годом раньше. Ремонт идет по федеральной программе «Дороги России», когда совета и в помине не было. При формировании плана капремонта мы узнавали мнение местных жителей. И многие, кто там живет, были недовольны провалами в брусчатке. Я сам живу в том районе и согласен с соседями.
По словам Мельникова, если сейчас остановить ремонт дороги и оставить брусчатку, город потеряет федеральные деньги и больше их не увидит. А без них мы ничего отремонтировать уже не сможем. Поэтому, мол, и решили снять брусчатку и сделать хорошую дорогу.
– Улица Толстого заявлена в ремонт тремя участками. Состояние одного из них – от Тельмана до Ленинградской – близко к идеальному, хоть с историческими фотографиями сравнивай! Так зачем же там снимать? – взял слово архитектор и член инициативной группы Антон Глушков. – Только чтобы освоить деньги? Плохой довод! Вот участку от Ленинградской до Толстого – да, ремонт нужен. Так что хочется сказать, что пока в отношении брусчатки чиновники принимают решения без души и заботы о городе.
Мельников обиделся:
– Вы посмотрите, сколько дорог в Калининграде было отремонтировано в последнее время. Да, у нас есть интерес завести в город как можно больше федеральных средств. Ведь только строительство участка от площади Василевского до нового моста выйдет в 370 млн руб.!
Глава города спросил:
– Какая сумма контракта по ул. Толстого?
– Более 6,4 млн руб., – ответил Артур Крупин (зам. председателя комитета архитектуры и строительства). – Если сейчас остановить работы, мы теряем деньги, которые с таким трудом получили. И подрядчику придется возвращать потраченные им средства.
Александр Ярошук:
– Еще на прошлом совете мы приняли решение, что булыжник – это наше историческое наследие. Хотели проинспектировать все дороги, обсудить с местными жителями, где булыжник нужен, а где он не выдержит транспортной нагрузки или не нужен. Я ставлю точку в этом вопросе: мы оставляем брусчатое покрытие в Калининграде, чтобы ситуация, как с Толстого, не повторилась. Там, где есть брусчатка, речь, конечно, лишь о качественном камне, подрядчики должны готовиться к ее ремонту, а не укладке асфальта.
По словам Ярошука, в администрации создадут группу, которая еще раз проработает предложенный общественностью регламент о брусчатке, затем готовый документ вынесут на обсуждение в окружной Совет депутатов.
Как справим Год Канта?
Важной темой на совете стало и обсуждение судьбы руин Королевского замка. По словам председателя писательской организации Бориса Бартфельда, сегодня мы опоздали с тем, чтобы делать из откопанных подвалов музей под открытым небом. Состояние руин плохое, оттуда часто откачивают воду.
– Опыт соседних стран тоже показывает, что мы не можем нормально сохранить раскопки. Это говорят, например, специалисты, что восстанавливали нижний замок Гедимина. И проблема даже не в отсутствии опыта, а во влажном климате.
В том числе поэтому, по мнению Бартфельда, городу надо задуматься о восстановлении Королевского замка:
– Нижнюю часть вильнюсского замка восстанавливали 22 года. На это ушло 123 млн евро. Сначала было много споров – нужно это или нет, пока президент Литвы не принял единоличное решение. Сегодня замок стал одним из важных туробъектов.
По словам Бартфельда, в 2024 году весь мир будет праздновать 300-летие со дня рождения Канта (род. 22 апреля 1724 г. — умер 12 ноября 1804 г. – Прим. авт.). Но если для всех он – великий мыслитель, то для нас еще и земляк.
– Осталось 12 лет, и за это время нам надо выработать задачу по восстановлению исторической части города, как во всех европейских городах. Тем более что от Королевского замка много чего осталось – чертежи, фото, описания… По нашим оценкам, на эти цели нужно 160 –180 млн евро. Но появится шанс показать через 12 лет город на новом уровне.
– У нас и политическая воля, можно сказать, есть, – поддержал идею Ярошук. – Еще Боос показывал проект замка Путину, и тот сказал «да». Тем более что за несколько лет город вернул в свою собственность земли на том участке. Комплекс «Старая башня» – мы готовы приступить к его расселению в ближайшие три месяца. Проблемным остался лишь сам Дом Советов.
…На совете прозвучало, что такой вопрос, как восстановление замка, нужно обсуждать с общественностью. Но чтобы это сделать, надо иметь объект для обсуждения. Поэтому в ближайшее время под руководством главного архитектора города Олега Купердяева создадут отдельную группу, которая разработает техзадания на проект развития территории вокруг замка.
– В нем мы должны показать, что хотим от архитекторов, –сказал глава города. – Речь о развитии участка от Верхнего озера до Дома Советов. Если все в итоге правильно сделаем – город заживет другой жизнью. Уже в сентябре вынесем вопрос на обсуждение населения.