На последнем оперативном совещании в правительстве области разговор зашел о том, что по многим объектам, которые строятся в рамках федеральной целевой программы (ФЦП), подрядчики отстают в сроках, причем не только на несколько месяцев, но и на год-два. Среди проблемных объектов были названы школы в Калининграде на ул. Карамзина, в Советске и Гусеве. В последнем отставание составляет 360 дней. Губернатор предложил расторгнуть с подрядчиком контракт, но вступилась глава Гусевского района Галина Силенко, мол, школу подрядчик достроит. «Тогда под вашу ответственность, - сказал губернатор. - Но чтобы в этом году школа была закончена!» В Калининграде самый проблемный объект - очистные сооружения. Контракт на 1,4 млрд руб. заключили в 2009 году, отставание сегодня - полгода. Как сообщила глава администрации Калининграда Светлана Мухомор, в сентябре подрядчик пригласит еще рабочих из числа жителей стран ближнего зарубежья. По словам губернатора, одна из проблем, из-за которых происходит отставание, - некачественное проектирование объектов.
- Не раз бывало: уже прошли конкурсные торги, и вдруг выяснялось, что половина работы в проекте не учтена, - сообщил Николай Цуканов. - Эту практику нужно искоренять. В правительстве будет создан отдел капстроительства, специалисты которого вслед за разными экспертизами проверят качество проектно-сметной документации объектов. Только после этого они будут включаться в областную инвестиционную или федеральную программу.
Проблему создает 94-й федеральный закон: основным критерием для победы в конкурсе он сделал цену - кто меньше предложит, тот и выиграл.
- За счет снижения цены выигрывают те, у кого ни техники, ни оборотных средств, - сказал губернатор. - Мы уже предложили внести поправки в этот закон, чтобы на выбор победителя влиял опыт работы компании, наличие специалистов.
Сейчас в правительстве проанализируют работу подрядчиков за 5 лет. Будет составлен пофамильный черный список.
- У нас есть компании, которые не исполняли контрактные обязательства 4 года назад, и сегодня они опять участвуют в конкурсах. А руководят ими одни и те же люди, просто они сменили названия фирм. Не допустить их к новым конкурсам мы по закону не можем. Но будем, например, обращаться в суды с требованием дисквалификации их как руководителей.