Вблизи самого западного города России, Балтийска, ежегодно проходит один из значимых фестивалей авторской песни «Балтийская Ухана». Мероприятие привлекает большое количество любителей музыки собственного сочинения, обогащая наш регион разнообразием стилей и глубоких текстов. В этом году фестиваль проходил со 2 по 4 августа, среди не равнодушных этому течению музыки были и те, кто просто «пришёл на огонь». Эта публикация направлена на популяризацию калининградской авторской музыки, а также попытка разрушить стереотип о том, что эта музыка является рудиментом советского наследия.
Данный материал опирается на официальную информацию, утверждённую «Союзом Калининградских Бардов», а именно книгу «История развития авторской песни в Калининградской области» (0+), автор Юрий Лысенко, и видео-лекции на медиахостингах канала «Калининградская Школа авторской песни».
Чтобы разобраться в теме авторской песни, цитата об этом направлении в целом.
«После Великой Отечественной войны, в 50-х годах, люди искали новые способы развлечений и самовыражения. В этот период в стране наблюдался настоящий бум на семиструнные гитары, которые начали массово производиться на заводе Луначарского в Ленинграде. Благодаря доступной цене, всего 5−6 рублей, гитары стали доступны широким слоям населения. Их легкость и компактность сделали их идеальным спутником для молодежи, отправлявшейся в походы, на сплавы и выезды на природу. В отличие от громоздких роялей и тяжелых аккордеонов, гитара уверенно заняла свое место в сердцах людей, связывая их с новыми музыкальными традициями. Сначала молодые люди исполняли в основном песни из популярных кинофильмов, но вскоре наметилась тенденция создавать оригинальные композиции. Эти песни передавались из уст в уста, вначале в письменном формате, а затем на магнитофонных кассетах, что способствовало формированию уникального сообщества. Именно в 50-х годах начало зарождаться движение авторской песни, объединившее студентов, туристов и просто любителей музыки». (Из лекции Евгения Итбаева. – Прим. авт.).
Валерий Ларионов (посередине) записывает бардов на фестивале «Балтийская Ухана» в 1990 году
Авторская и бардовская музыка
Существуют различные стереотипы о бардовской и авторской музыке, которые могут сбивать с толку слушателей и читателей. Так что же представляют собой эти музыкальные жанры и в чём их отличия? Общее между ними заключается в том, что аккомпанемент чаще всего уходит на второй план, акцентируя внимание на текстах или стихах. Он подчеркивает смысл того, что хочет сказать автор. Именно слова становятся основой этих жанров, служа поводом для раздумий и эмоций.
Главное различие заключается в том, что в авторской музыке стихи создаёт сам композитор, в то время как в бардовской музыке тексты могут принадлежать другим поэтам, даже тем, кто жил в другую эпоху или говорит на другом языке. Хотя это разделение условно, оно помогает лучше понять, что значит каждая из форм и как они обогащают музыкальную культуру.
Ещё один важный аспект авторской и бардовской песни – простота. Нельзя путать «простоту» и «примитивность». Простота заключается в том, что, как правило, образованный, эрудированный человек, вкладывая частичку себя в песню, стремится поделиться с другими людьми той или иной идеей. Он хочет, чтобы эта идея была понята и прочувствована слушателями, поэтому и старается изложить её простым способом, не примитивным. Примитивность заключается в шаблонных строчках или клише, которых не терпит настоящая авторская музыка.
Концерт Союза калининградских бардов в Клайпеде в 2018 году, фото - сайт Союза
Авторская песня отличается высоким духовно-нравственным уровнем, в ней отсутствует использование нецензурной лексики и эротических тем. Этот жанр стремится передать глубокие чувства и идеи, поднимая важные социальные и культурные вопросы, что делает её ценным явлением в музыкальной культуре.
Если вы думали, что вам не нравится авторская музыка или считаете, что никогда её не слышали, то вы заблуждаетесь. Чаще всего самыми популярными песнями в русском роке является как раз стихи, наложенные на, пускай, и тяжёлый по звучанию, но не на сложный для игры или восприятия аккомпанемент. От русского рока ему досталась ритмичность и эмоциональное воздействие на слушателя.
Последним важным аспектом является направленность авторской и бардовской музыки. Эти жанры не предназначены для больших стадионов, а, скорее, создают камерную и уютную атмосферу. Именно близость к повседневной жизни делает авторскую и бардовскую музыку уникальными, позволяя слушателям глубже соприкасаться с текстами и эмоциями.
Как все начиналось в Калининграде
История калининградского движения авторской песни началась в 1977 году, когда несколько студентов из столичных и ленинградских вузов, оказавшихся в городе по распределению, ощутили нехватку общения с единомышленниками. Эти молодые люди, знакомые с клубами авторской песни в других городах, решили основать собственный клуб самодеятельной песни. Так появился "Вест", который стал первым шагом к объединению любителей авторской песни в Калининграде.
В том же 1977 году в общежитии одного из заводов появился квартет самодеятельной песни, в который вошли А. Семёнов, П. Кошеков, М. Скрябин и Н. Новикова. У них родилась идея создать единую платформу для всех любителей авторской песни. Анатолий Семёнов стал инициатором и лидером этого процесса, впоследствии заняв пост председателя клуба.
Февраль 1978 года стал важной вехой в истории калининградской авторской песни: был проведён Первый городской фестиваль самодеятельной туристической песни. Этот фестиваль не только собрал множество энтузиастов, но и стал отправной точкой для создания клуба, который открыл свои двери в апреле 1978 года во Дворце культуры железнодорожников.
На протяжении истории в Калининградской области действовало шесть клубов авторской песни. Среди них: «Аквамарин», «Подорожник» и «Парус» в Калининграде, «Аккорд» в Светлом, «Бриз» и «Юла» в Балтийске. Эти клубы стали важными центрами для любителей авторской песни, где люди могли не только делиться своими произведениями, но и находить единомышленников, наслаждаться атмосферой творчества и общения.
Сегодня история авторской песни в Калининградской области продолжает развиваться, вдохновляя новые поколения музыкантов и поклонников. Клубы остаются пространством, где можно встретить старых друзей, завести новые знакомства и создать незабываемые музыкальные моменты.
Балтийская чайхана
В 1988 году участники клуба "Бриз" пригласили членов клуба "Парус" отпраздновать День военно-морского флота на природе, и никто тогда не догадывался, что это будет первый фестиваль авторской песни под названием "Балтийская Ухана", на который пришло 150 человек. Его инициаторами и организаторами стали Юрий Глуховский, Валерия Новикова, Ирина Антонова, Ольга Лосева, Светлана Шулешова и Геннадий Бойченко.
Александр Иванов на «Балтийской Ухане» 1990 год
Но откуда же произошло это необычное название? В ходе проведения фестивалей самодеятельной песни, помимо официальных концертов, организовывалась закрытая часть, где звучали юмористические и остросоциальные песни. Эти вечерние мероприятия проводились в формате коллективных чаепитий и назывались "Чайхана". На Балтийском фестивале участники клуба "Бриз" решили угостить гостей не чаем, а ухой, которую готовили на полевых кухнях и щедро раздавали всем желающим. Так мероприятие получило название "Ухана", что со временем стало полным названием фестиваля.
По началу отбора никто не проводил, потому что все были равными. Право выхода на сцену было у каждого, учитывая, что и сцены как так таковой не было. Единственное условие - шуточное обращение-песня, приветствие фестивалю.
Анатолий Шенберг на главной сцене фестиваля «Балтийская Ухана» в 2017 году
В Калининградской области на протяжении времени состоялось четыре регулярных мероприятия, посвящённых авторской песне. Первым из них является Лесной концерт «Здравствуй, лето», который проходит в первые выходные июля и собирает около 100 участников. С 1994 года проводится «Региональный фестиваль авторской песни имени Валерия Ларионова» в третьи выходные июня, который способен принять до 300 человек. С 1987 года радует поклонников музыки «Ежегодный международный фестиваль бардовской песни «Балтийская Ухана», который проходит в последние выходные августа и собирает до 2000 участников. Завершает этот ряд лесной концерт «Закрывашка», который также проходит в последние выходные августа и собирает около 100 человек.
В тему:
«Массовая песня под гитару сохранится, но авторская музыка исчезнет». О будущем бардов поговорили с калининградским автором Евгением Итбаевым
Текст - Марк Терехов
Фото -«Вконтакте» «Балтийская Ухана»
Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград подписывайтесь!