Существует стереотип, что барды - некие геологи с бородами, исполняющие песни на расстроенной гитаре где-то в горах. Это восприятие уходит в прошлое, и всё больше людей открывают для себя настоящую сущность бардовской музыки, которая намного шире и глубже, чем просто образ романтичных странников.
- Как вы приобщились к музыке?
- Обучение игре на гитаре, сначала мне не понравилось: аккорды сложные, пальцы болели. Но потом, когда я начал подбирать песни на слух, процесс стал интересным. Гитара — универсальный инструмент, который помогает самоутвердиться среди сверстников. Мои друзья купили гитары, и я решил обучаться, чтобы произвести впечатление на понравившуюся девушку. Музыкального образования нет, так как родители не считали это необходимым, а сам я больше интересовался спортом.
- Расскажите про детство. Где выросли?
- Родился в 1964 году в Караганде. Город тогда сильно походил на современный Калининград, огромное богатство народов, потому что в своё время там был карагандинский лагерь для сосланных по политическим причинам. Счастливое детство, мама, папа, бабушка, брат, детский сад, школа. Отец часто любил бывать на природе и брал меня с собой, я пристрастился к походной жизни.
- Вспомните свой первый ансамбль?
- После школы я поступил в техникум, промышленно-гражданское строительство, там был ансамбль. В то время танцы проходили под живую музыку, и на вечеринках собиралось 400-500 человек. Я завидовал тем, кто играл на инструментах, и решил присоединиться к молодому составу.
На 4-м курсе нас впервые пригласили играть на свадьбе, что тогда считалось престижным. Заработок — 50 рублей на брата. Лучшие свадьбы проходили у немцев — все организовано, а на китайских свадьбах нас щедро кормили.
Евгений Итбаев показывает сборник своих авторских песен «Песни старых дорог»
- В вашей книге «Песни старых дорог» зацепила тема с армией. Расскажите, как гитара помогала?
- В 1983 году я окончил горный техникум и был направлен в Экибастуз, молодой казахстанский город, богатый углем, где активно шла комсомольская стройка. Проработал я там 2 месяца, потом меня призвали в армию, где из-за плохого зрения отправили в стройбат. Я оказался в Забайкалье, в городе Зима, и стал петь и играть на гитаре для солдат, что приносило радость и хорошие воспоминания.
- Когда стали писать?
- Первые песни появились ещё до армии, но были, конечно, простые, примитивные. Несколько песен написал на стихи поэта Сергея Есенина. И в армии песни писал. Нормальные стали получаться, когда после армии вернулся в Караганду, хотя и немного их было, по сравнению с Калининградом. Тут меня прямо понесло, особенно в конце девяностых в начале нулевых. Я не говорю, что все эти песни замечательные, но я стал дипломантом со своей песней на Грушинском фестивале и многих других, недавно узнал, что мою песню поют в Екатеринбурге, ребята из группы «Крылья».
- А как получилось, что связали свою жизнь с историей?
- После двух лет в стройбате у меня пропало желание заниматься стройкой, и я решил посвятить себя истории. Моя бабушка была заслуженным библиотекарем, а отец увлекался историей, что также повлияло на меня. Благодаря бабушке у меня был доступ к различной литературе. В 1992 году я защитил диплом на историческом факультете КарГУ. В 80-х годах диплом исторического факультета открывал возможности для работы не только по специальности, но и в административных органах и госбезопасности, поэтому конкурс на истфак был высоким – около 25 человек на место.
- Знакомство с бардами, расскажите.
- Летом 1988 года на одном из выступлений в Караганде ко мне подошли двое молодых людей и пригласили в клуб авторской песни «Марианна». В тот период популярность бардовской музыки была на пике. Каждый август в городе проходил фестиваль авторской песни «Ништяк», ставили палатки, разводили костёр и пели песни. На закате Советского Союза начали проводиться Всесоюзные конкурсы авторской песни, и летом 1990 года я побывал на региональном этапе в Алма-Ате.
- В середине 90-х вы со своей группой «Третья половина» переехали в Калининград. Что дальше?
- Мы все были с высшим образованием и целеустремленные. Переехал в Зеленоградск, стал преподавать в школе, но не хватало денег, поэтому пошел на стройку. Был директором зеленоградского ДЮЦа и работал в Калининградском техническом колледже (сейчас БФУ им. И. Канта). В 2006 году руководил «Золотым осьминогом» на КВНе, когда Масляков приезжал впервые. Работал в агентстве по делам молодежи, занимался студенческими отрядами и патриотической повесткой. С 2014 года – в КГТУ, заведую музеем истории, здесь собраны уникальные экспонаты морских экспедиций. Пишу книги на исторические темы и работаю над новым материалом.
Евгений во время беседы в музее
- Много ли молодёжи в авторской музыке?
- Авторская песня сегодня обращена к конкретному поколению, что связано с негативным влиянием интернета. Быстрый контент, такой, как клипы, мешает творческому развитию и глубине восприятия.
Авторская музыка часто черпает вдохновение из классической русской поэзии, но многие темы, даже любовь, упрощены. Молодёжь ищет мгновенных результатов.
Писать качественные стихи сложно, и я сам не до конца постиг это искусство. Я отношусь к своим песням как к детям: не все выживают, некоторые «взрослеют» и радуют, но их немного. Я люблю их и не требую, чтобы кто-то другой любил. Мы живём дружной семьёй, радуясь жизни и возможностью делиться чувствами, переживаниями и радостью.
Трио «Черновик» Дмитрий Чернов, Анастасия Сауленас, Евгений Итбаев. Фотография - «Барды Калининграда»
- Посоветуйте бардов, с которыми точно стоит познакомиться, чтоб проникнуться авторской музыкой.
- Талантливых много. Стоит послушать Григория Данского, Павла Аксёнова или Романа Ланкина. Из более современных авторов, 90-х – начала нулевых, Леонид Сергеев, братья Мищуки, Андрей Козловский. Из калининградских авторов - Александр Иванов, Наталья Кучер, Александр Ванин, Дмитрий Чернов, Анастасия Сауленас (Иваниди). Эти авторы далеко не полный список, я не говорил о мэтрах - Окуджава, Визбор, Митяев, Высоцкий, Городницкий, Никитин и прочие.
- Есть будущее у авторской музыки?
- Авторская песня, как она существует сейчас, вероятно, исчезнет, подобно романсам, которые хоть и поются, но не являются массовым движением. Рок может трансформироваться в техно-поп, хотя прежде рок был популярен, новых интересных групп становится всё меньше. Сейчас в моде рэп, который отличается от авторской музыки, не терпящей клише. Музыка сегодня другая и предназначена для иных целей, и мне хотелось бы, чтобы авторская музыка продолжала существовать. Основными ее носителями станут интеллектуалы, ценящие русскую поэзию. Массовая песня под гитару может сохраниться, но бардовская песня, скорее всего, исчезнет. Авторская музыка останется прерогативой небольшой группы людей, но всё зависит от молодёжи.
В тему:
Текст - Марк Терехов
Фотографии из сообщества во «Вконтакте» «Евгений Итбаев и Дмитрий Чернов» и Евгении Лазаревой