Сказочные истории
В Краснознаменский район идейный вдохновитель Анна Черткова из Милана, историк Сергей Уваров из Царского Села и фотограф Сергей Клишис из Санкт-Петербурга поехали, чтобы отыскать изразцовую печь, которыми некогда славился наш край.– Все мы – это культурно-исторический фотопроект «Сказочные Истории», который родился в 2022 году и объединяет историю и моду, – рассказывает создатель Анна Черткова. – В его рамках мы оживляем образы с картин известных русских живописцев, используя при этом одежду и аксессуары от современных российских дизайнеров. Хочется больше знакомить зрителей с русскими художниками, популяризировать культурное достояние, народное творчество и многое другое. Съемки мы делаем в интересных, доступных локациях. Это музеи, рестораны и другие общественные объекты.
Уже появились фотореплики на картины Федота Сычкова «Блондинка-кокетка» (1923 год), портрет княгини Зинаиды Юсуповой кисти Константина Маковского (1900 год) и свое прочтение иллюстраций Ивана Билибина к пушкинской «Сказке о царе Салтане» (начало ХХ века).
Как признается Анна, поначалу сказочные истории создавались для ее детей. Москвичка, выпускница МГЛУ им. М. Тореза по специальности «Лингвист», блогер, волей судьбы она теперь живет в Милане. Как и ее дети София и Алессандро.
– Я стараюсь привить им что-то русское, и язык, и культуру. Обязательно сказки. А вот русские колыбельные, к сожалению, нет. Поскольку слуха у меня нет, дети сами просят: «Мама, не пой!» – смеется Анна.
Сергей Уваров выступает в проекте как искусствовед и историк, а еще он блогер.
– Я живу в Царском Селе (с 1918 г. это Пушкин), – говорит он. – Родился и вырос там, как говорится, сам бог велел интересоваться историей там, где Александр Сергеевич ходил в лицей, Елизавета Петровна построила Екатерининский дворец и все заряжено историей и культурой. К сожалению, не все могут сегодня приехать в Царское Село, и для меня важно рассказывать о подобных местах. И даже если место раскручено, всегда есть то, о чем большинство туристов не знает. К примеру, не многие в курсе, что у нас есть дом Алексея Толстого, который перевел сказку про Пиноккио и затем написал «Приключения Буратино» как раз в Царском Селе. А крыса Шушара из сказки свое имя обрела от названия поселка Шушары Пушкинского района. Роман Шишкова «Угрюм-река» тоже написан в Царском Селе. Там же творил фантаст Беляев. И у вашего региона есть связи с моей родиной. К примеру, «Янтарная комната», которую в 1716-м Петру Первому подарил прусский король Фридрих Первый и до своей пропажи она выставлялась именно у нас.
С ароматом солнечного камня
В Калининградской области творческая группа воссоздавала образ девушки в кокошнике с полотна Фирса Журавлева «Боярышня», написанного в конце ХIХ века. Сейчас оно хранится в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан.– Мы работаем со всеми регионами, с идеей новой картины обратились ко многим, но Калининградская область откликнулась первой, – рассказывает Анна. – Уже здесь мы отметили, насколько отзывчивы ваши жители. Поэтому я понимаю туристов, которые сюда массово едут.
Картину для нашей области выбрали интересным путем.
– У Фирса Журавлева боярышня изображена на фоне изразцовой печи, – поясняет Анна. – А ваш край славился производством изразцов. И сегодня они есть во многих частных домах области. В Красно-
знаменском районе мы познакомились с печником, и сейчас кладущим печи и камины. Правда, использует для их украшения импортные изразцы. У него в доме мы насчитали три печки, одна из них участвовала в съемке.
Вся атрибутика на картине – тоже наша.
– Мы стараемся привлекать именно местных производителей, создавая им таким образом продвижение, – говорит Анна. – Хотим рассказать и о вашей кухне, и янтарной косметике в отдельных проектах. Интересно получилось с кокошником. Он у нашей барышни как раз из янтаря, а изготовили его нам в мастерской Елены Даниловой («СК» писала о землячке в 2018 году. – Прим. авт.). Мы не первый раз с ней работаем: наш проект про сказки, а кокошники там используются часто. Для картины «Боярышня» Елена создала кокошник, украшенный янтарем, золотой тесьмой, старалась приблизиться к образу на картине. Для воссоздания «Боярышни» даже нашли аромат солнечного камня, который создали местные парфюмеры.
Выход Елизаветы
Получившийся проект назвали «Сказочные истории в Тридевятом царстве» по номеру региона и реализуют в два этапа.– К созданию картины мы решили добавить памятные места, связанные с Елизаветой Петровной (напомним, после Семилетней войны 24 января 1758 г. жители Кёнигсберга присягнули на верность российской императрице), и отправились в костюмированное путешествие по Калининграду и области. Посетили Советск, Черняховск, Балтийск, где провели съемки в исторических местах. Не забыли и об аэропорте.
– Как же вы представали в образе Елизаветы, ведь вы на нее не походите? – спрашиваю я тоненькую Анну. – Английский посол Финч писал, что «Елизавета слишком полна, чтобы быть заговорщицей». А еще говорят, была курноса.
– Мы не ставим задачу добиться сходства, – говорит Анна. – У нас не шоу двойников и не повторение известного проекта фотохудожника Екатерины Рождественской. У нас другая задача: популяризация русской культуры и русского наследия. Мы хотим с помощью соцсетей рассказывать интересно об истории российского государства, в том числе культуре, традициях, через призму исторических или народных фотографий. Мы были в Советске в костюмах, нас встретили три девочки и спросили нас: «Вы кто?». Мы им рассказали про Елизавету. Возможно, что-то у них в памяти останется. И со взрослыми та же история. Картинка всегда привлекает.
Для воссоздания картины Фирса Журавлева «Боярышня» калининградские мастера изготовили Анне кокошник с янтарем
«Елизавета Петровна» посещает в Калининграде памятный знак генерал-фельдмаршалу Румянцеву
(фото Александра Мелехова и из архива Анны Чертковой)
поделиться