А еще она объединяет души и приводит их к гармонии. Этот магический эффект в очередной раз подтвердил гастрольный тур камерно-инструментального ансамбля «Киевская Русь» Луганской академической филармонии по 11 городам Калининградской области. В перерыве между выступлениями журналисты «СК» поговорили с артистами из ЛНР о том, как они жили последние 8 лет, чем сегодня дышит новая территория нашей страны и, конечно, о музыке.
Словами не достучаться
– Было тяжело… А с началом военной операции в феврале – невероятно сложно: мужчины ушли, все, что выполняли они, стали делать женщины, приободрились и пожилые – город должен жить, чтобы не было ни экологической, ни гуманитарной катастрофы. Наш коллектив начал собирать помощь, оказывать сестринские услуги раненым. Все собрались, никто не ропщет, у каждой семьи муж, сын, отец, брат участвует в боевых действиях, там практически все мои коллеги, – вздыхает директор Луганской филармонии Вера Геций. – Затаиваешь дыхание, когда видишь сводку событий, понимаешь, что на линии фронта идут ожесточенные бои и что без потерь обойтись вряд ли можно… Мы сплотились еще в 2014 году и не продержались бы, если б не единство: поделиться хлебом, водой, что-то приготовить и угостить соседей. Особенно бережно нужно относиться к старшему поколению, они стеснялись говорить, что еды нет или деньги есть, а купить негде, актуально это было до 2016 года. Так, если суп приготовишь, то находишь повод сказать, а, мол, давайте вместе посидим, чтобы не обидеть человека… Когда в 2014-м была блокада: ни света, ни газа, ни воды, на домах появлялись объявления: «Здесь можно приготовить», «У нас есть вода». Люди собирались, устраивали небольшие посиделки, пели песни, это спасало. Костры жгли возле дома, выносили кто картошечку, кто кусочек сала, так и выживали. Со временем обстрелы были все жестче. А мы ездили с концертами, чтобы поддержать людей.– Например, когда в освобожденном Первомайске из подвалов начали доставать сидевших больше месяца в подвалах людей, то у всех были расширенные от ужаса зрачки, страх, непонимание, что происходит. Они пряталась, и вдруг кто-то к ним пришел – свои или чужие?! У них было одно: «Не трогайте!», – рассказывает художественный руководитель ансамбля «Киевская Русь», заслуженный деятель искусств Украины, народный артист Луганской Народной Республики Виктор Фалалиев. – Люди потеряли чувство безопасности, почти не ели, еда была только детям, если б не гуманитарная помощь России, никто бы не выжил. В этот раз мы приняли решение отказаться от артистических костюмов, чтобы психологически быть на одном уровне, контраст «подвал – праздник» был невыносим. Словами до переживших такое испытание людей достучаться было нельзя, а вот музыкой… Они просто рыдали, оттаивали, пока не пришли в себя на протяжении концерта.
Праздник в подвале
Солиста Луганской филармонии Сергея Чуйкова и его коллег Олега Романова, Анатолия Лаврентьева на гастроли в нашу область отпустили в увольнение.– Это подарок – встреча со зрителем, ведь сегодня я рядовой стрелковый полка в Донецкой Народной Республике. Ситуация сложная, борьба идет у нас уже 8 лет, сейчас просто острая фаза, в этом феврале наши мужчины ушли на фронт. Мы с коллегами пошли добровольно, никто не хотел оставаться в стороне, участвовали в освобождении таких городов, как Каменск, Мариуполь. С 2014-го мы выступали и для военных, прошли все – и голод, и когда не платили зарплаты. Страшно, когда твоя 9-месячная дочка протягивает ручки вверх, вокруг летят снаряды, дом ходит ходуном, а свой день рождения она отмечает в подвале. А сейчас такая ситуация, что говорят, мол, даже филармония пошла на фронт. А как мы, люди, которые исполняют патриотические песни, можем не пойти? – рассуждает Сергей Чуйков. – Почему поднялся Донбасс? Потому что нас оскорбляли, говорили, что мы русские рабы-недолюди. Не разрешали на русском говорить, можете себе представить? Ну и все вы видели, как срывали медали с ветеранов, как рвали Георгиевские ленты, обливали зеленкой (дрожит голос). В Луганске себе никто не мог позволить обижать ветеранов и глумиться над нашей историей.
По словам Сергея Чуйкова, сегодня ситуация тяжелая, страшные известия – обыденность.
– Хотя не должно так быть! Например, когда слышишь, что при обстреле погибло 14 мирных жителей. Это шок, злость, самое близкое ощущение, пожалуй, праведный гнев, особенно когда гибнут дети (мужчина темнеет лицом), взрываются, подбирая с земли начиненные взрывчаткой игрушки, старики, когда снаряд попадает в троллейбус, – продолжает солист. – Было так, что в больнице оставался один хирург, который оперировал всех сутками. МЧС постоянно ведет разминирование – это ежедневная работа, все службы и жители внутренне мобилизованы. В нас летит все, что можно, лишь бы разрушить. Россия нам помогала все 8 лет, а сегодня мы под защитой, как ее граждане.
– Как здесь вас принимают, – спросили мы артистов.
– Замечательно! – отвечает Сергей. – И везде говорят, мол, когда шли на концерт, мы вас не знали, а теперь видим: «Вы наши!». Это самое приятное!
Очищение от «шелухи»
– Музыка объединяет везде, она дотрагивается до души. Люди от нее становятся другими, – продолжает Виктор Фалалиев.– Мы приезжали в этом году на освобожденные территории. Люди так красиво детей на концерт наряжали, что, когда заходишь в зал, у тебя сразу слезы, – вспоминает Вера Геций. – Они так ждали «света в своих окошечках»… Их системно лишали жизни, смерть на смерти, деток столько похоронено, и они вопреки всему приходят такие нарядные… На встречу с музыкой. Для многих это своего рода катарсис, очищение. Вначале зрители сидят «буками», зал скукоженный, а когда концерт идет к финалу, то они в глаза уже смотрят друг другу! И переломный момент – что другие люди – тоже люди! А мы поем все песни – и русские, и украинские. Сначала в глазах недоумение, молчаливый вопрос, мол, а не провокация ли это? А потом случается волшебство, люди плачут: «Да вы наши родные!». И благодаря музыке вся эта «шелуха», кем-то привнесенная, слетает…
Солист Луганской филармонии Сергей Чуйков – рядовой стрелкового полка. На гастроли в Калининградскую область его отпустили в увольнение: «Это подарок – встреча со зрителями!»