Более 50 экспертов из нашего города, Санкт-Петербурга, Дании и Финляндии – представителей градостроительного, архитектурного, культурного, активистского сообществ – делились опытом использования подобных локаций по всему миру.
С промзонами – проблема
Калининградцы вспомнили о том, что у нас эти темы в последние годы неоднократно обсуждали. Например, восемь лет назад проходил большой семинар, и многие идеи, предложенные тогда, актуальны до сих пор. Например, предложение создать у спорткомплеса «Юность» причал для маломерных судов — это бы позволило оживить навигацию. Можно сделать набережную Трибуца тестовой площадкой, чтобы предлагать горожанам разные временные решения и оценивать их востребованность: деревянные настилы, смотровые площадки, городские солярии. Важным виделось создание комфортных условий для спортивных баз, находящихся в том районе: можно было бы расположить вдоль воды трибуны, чтобы наблюдать за соревнованиями по гребле.Еще один многолетний проект – «Вал» был посвящен благоустройству Паркового ручья и использованию водной артерии как места для прогулок. Поскольку он проходит через значительную часть города, авторы проекта предлагали по аналогии с историческим «поясом Шнайдера» (зеленой зоной вокруг Кёнигсберга) создать водное кольцо вокруг центра города и тем самым создать главный пешеходный маршрут. Увы, из задумок пока мало что ре-ализовано. Повезло лишь части Паркового ручья около зоопарка: по программе приграничного сотрудничества Польша – Россия территории в районе улиц Шоты Руставели – Носова – Брамса приведут в порядок и благоустроят.
– Вопрос освоения акватории Калининграда стоит давно. Около 300 гектаров — это промзоны в разных частях города, и часть из них – у воды (улицы Портовая, Правая набережная, Дзержинского и т. д.), – рассказал Вячеслав Генне, советник губернатора Калининградской области. –
В новой редакции генплана этим местам присвоен новый статус, который, надеемся, даст им развитие. Будем готовить проекты, выносить их на общественное обсуждение. Многое уже сделано: благо-устройство Верхнего озера, озера Поплавок, нескольких набережных и так далее. Этим летом между Высоким и Юбилейным мостами (там, где строится вторая очередь Рыбной деревни. — Прим. авт.) появится набережная-парк. Проблем много: не все собственники территорий у воды, в промзонах, хотят ими заниматься, не понимают потенциала территорий. Главная сложность на той же улице Портовой — ЛЭП: пока ее не перенесут, никакие новые проекты там невозможны — а это требует огромных денег.
Часть «зеленого» коридора
Большая дискуссия была посвящена городским мостам, судьбе двухъярусного моста в Калининграде, в частности. Напомним, что уже выдано разрешение на строительство его дублера. Исторический мост власти собирались демонтировать, но из-за протестов горожан окончательное решение пока не принято.– Старые мосты во многих городах превращают из мест транзита в места для пребывания. Например, пешеходный «Театральный мост» в Турку – на него поставили скамейки, сделали места для любования рекой, и люди проводят там время. В Граце на пешеходном мосту находятся кафе и театр.
В Гамбурге на мосту, по которому идет транспорт, специально сделали расширение, чтобы разместить лавочки и создать условия для отдыха, – рассказал Данияр Юсупов, архитектор и урбанист из Санкт-Петербурга. – Любопытная история была в Роттердаме: там построили «краудфандинговый мост» – деньги на него собрали обычные люди. В одном из районов города была ж/д станция, и людям, которые шли от нее домой, приходилось пересекать пути по не слишком приятным местам. Тогда инициативная группа предложила скинуться на строительство — любой человек мог выкупить кусочек моста и нанести на табличку свое имя. Информация разошлась по интернету — и в итоге сегменты моста покупали местные жители, предприниматели и даже люди из других городов и стран. Собранных средств хватило не только на его строительство, но и на то, чтобы построить вторую, незапланированную часть перехода через офисные кварталы.
Не менее интересные примеры привел Дмитрий Пиликин, историк искусств из Санкт-Петербурга:
– Сегодня инженерные конструкции быстро устаревают. Но от этого не перестают быть ценностями. Есть широкая практика по их сохранению, она могла бы быть и в Калининграде. В немецком городке Вупперталь в начале прошлого века постро-или систему подвесной железной дороги. Постепенно надобность в ней ушла, но ее оставили — и теперь это достопримечательность. В Нью-Йорке закрытую ветку надземного метро превратили в парк. И это правильно, ведь снос таких объектов – это сразу два минуса: дороговизна демонтажа и утрата памяти.
Новая функция
Итогом двухдневного семинара стала резолюция.– Мы предлагаем при разработке и принятии градопланировочных и градостроительных решений учитывать значимость водных объектов, провести инвентаризацию околоводных пространств, обеспечить освобождение прибрежных территорий от мест, препятствующих доступности водоемов для горожан и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (промышленные и хозяйственные объекты, парковки, склады, шиномонтаж и пр.), – рассказали соорганизаторы мероприятия, инициативная группа общественного проекта «Парковое кольцо/Водное кольцо» (организатором мероприятия выступил Датский институт культуры). – Кроме того, двухъярусный мост — это уникальное инженерное сооружение, объект культурного наследия, культурный символ Калининграда. Он является ключевым элементом маршрута по историческому оборонительному кольцу Кёнигсберга и зеленому поясу Шнайдера. Его нужно сохранить и сделать велосипедно-пешеходной частью зеленого коридора, соединяющего берега реки и одновременно выполняющего функцию общественного пространства.
Грамотное использование территорий у воды могло бы оживить навигацию и дать возможность для развития спорта и отдыха
Возведенный в начале прошлого века двухъярусный мост, судьба которого пока не решена, мог бы стать частью увлекательного пешеходного маршрута