В модном стиле рококо
История этого, скажем так, медучреждения началась еще в XIV веке, когда в том месте, где сейчас стоит памятный знак морякам-балтийцам на Московском проспекте, в 1349 году был построен женский монастырь.В 1531 году герцог Альбрехт перепрофилировал его в госпиталь, который, помимо всего прочего, прославился тем, что в его стенах хирург Даниель Швабе провел уникальную для середины XVII века операцию – извлек из желудка крестьянина проглоченный им 17-сантиметровый нож.
Как бедолага умудрился проглотить столь большой предмет, нам неизвестно. Зато мы знаем, что в 1764 году госпиталь сгорел. Однако всего через семь лет, в 1771 году, его отстроили заново, украсив удивительно красивой аркой в модном тогда стиле рококо.
Таким образом, можно сказать, что эта арка является одним из старейших гражданских сооружений нашего города. Определенно старше нее только стоящее на пересечении Литовского вала и Московского проспекта здание бывшего Королевского сиротского приюта.
Временной портал
При этом арка умудрилась пережить здание, к которому она первоначально относилась.В Калининграде чиновники и застройщики в ответ на упреки в сносе исторических зданий любят напоминать, что немцы-де тоже не церемонились с достопримечательностями, если они мешали развивать город. Ведь не пощадили же они ни дом Канта на Принцессин-штрассе, ни старую Альтштадтскую кирху, ни Штайндаммские ворота, ни много чего еще.
А вот с аркой они поступили иначе. В начале прошлого века госпиталь из-за ветхости решено было снести и построить новый комплекс на Хайдеманн-штрассе, то есть в районе современных улиц Черепичной и Лесопильной. Арку при этом аккуратно разобрали и перенесли на новое место. С тех пор она там и стоит.
Известный исследователь Балдур Кёстер в книге «Кёниг-сберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» пишет, что решение сохранить арку очень хвалил
Г. Карл в своей книге 1924 года выпуска «Странствия по Родине», где отмечалось, что эти ворота представляют собой единственный сохранившийся элемент из огромного богатства форм рококо, имевшихся в Кёнигсберге в виде фасадов и внутренних помещений.
До наших дней арка дожила не без потерь. Раньше ее венчал сидящий на каменном шаре орел. Теперь этого нет. Но и в таком виде ворота пользуются популярностью. Экскурсоводы любят приводить к ним туристов. И дело здесь не только в пышном декоре арки.
Если присмотреться, она представляет собой что-то вроде портала, с помощью которого можно попасть из Калининграда в Кёнигсберг и обратно. Если войдешь в арку со стороны Черепичной, окажешься в начале XX века. А если начнешь путь со стороны двора, то сразу упрешься в типовую советскую многоэтажку с остекленными лоджиями.
Мансарда с круглым окном
Несмотря на то, что энтузиасты стараются в меру сил прибираться возле арки, состояние исторического объекта не радует. Все-таки возраст, 250 лет.А тут еще во дворе бывшего госпиталя (сегодня это обыкновенный жилой дом), буквально в пяти метрах от арки, началось строительство двухэтажного сооружения. Что это – сказать сложно. Может, жилое помещение, может, мастерская. Первый этаж немецкий – из красного кирпича, а второй новый. Наверху – кокетливое круглое окно.
Но областную Службу госохраны памятников и ее руководителя Евгения Маслова эта изящная деталь не впечатлила. Был оформлен протокол об административном правонарушении законодательства об объектах культурного наследия.
– Факт незаконных стро-ительных работ в зоне исторического объекта мы обнаружили еще в декабре из социальных сетей. Тогда же выехали на место, – цитирует пресс-служба регионального правительства Маслова. – Было установлено, что рядом с входной аркой бывшего Лёбенихтского госпиталя в границах территории объекта культурного наследия реги-онального значения ведется строительство двухэтажного здания из газосиликатного блока. Кроме того, на арке 1771 года постройки продолжается отслоение штукатурного слоя, существующие трещины увеличиваются в размерах.
Также сообщается, что готовится судебный иск о сносе постройки и что Служба охраны памятников уведомила о сложившейся ситуации городские власти, которые должны будут решить вопрос в рамках своих полномочий. К моменту отправки газеты в печать постройка была цела.
Если говорить о перспективах восстановления арки, то они, по словам Евгения Маслова, есть. В беседе с корреспондентом «СК» он рассказал, что сейчас почти решен вопрос о том, чтобы сделать в юридическом плане бесхозные ворота городской собственностью. Когда это произойдет, арку можно будет прикрепить к какому-нибудь муниципальному учреждению. Следующий этап – выделение средств на восстановительные работы.
Сквозь арку в стиле рококо видна незаконная пристройка из газосиликата
На странное строительство обратили внимание бдительные горожане, а потом уже безобразие «увидели» чиновники
Справка «СК»
Рококо (франц. rocaille – стилизованная раковина) – стиль европейского искусства первой половины – середины XVIII века. Он, как сообщает Российская энциклопедия, охватил изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку, в меньшей степени архитектуру. В последней для зрелого рококо характерно широкое использование в декоре резных и лепных узоров, завитков, разорванных картушей (орнаментальных окантовок в виде свитка со свернутыми углами. – Прим. авт.), головок амуров и так далее.
цитата,, :
:Сегодня ворота, они же арка, в юридическом смысле бесхозные, но в ближайшее время должны стать городской собственностью
поделиться