Между тем «Калининградский пассаж» появился там «каких-то» 20 лет назад. Торжественное открытие нового торгово-офисного центра состоялось в декабре 2003 года. Автор проекта – заслуженный архитектор России Вадим Геннадьевич Еремеев.
– Трудно говорить о своем детище, – признался он автору этой статьи накануне открытия «Пассажа». – Но полагаю, что здание стоит на своем месте. Моя задача состояла в том, чтобы оно «вписалось» в площадь. Не диссонировало с другими строениями. Причем я не стремился подогнать «Пассаж» по стилю к соседям, построенным в 1920–1930 годах. Это совершенно не нужно. Я много поездил по миру. Был в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго. Везде современные здания соседствуют со строениями, которые имеют долгую историю. И они не контрастируют друг с другом.
Не Биг-Бен
Важно отметить, что «Пассаж» построен раньше Кафедрального собора Христа Спасителя, поэтому некоторое время он был архитектурной доминантой площади Победы. Сейчас такое о нем сказать сложно, но он все равно в известном смысле формирует пространство. Напоминая своим острым шпилем кирху, «Пассаж» словно превращает окружающую территорию в нечто напоминающее средневековую площадь. Ну во всяком случае, рождает такие ассоциации.Через два года, в мае 2005-го, на башне «Пассажа» были установлены часы. Приурочили это событие к празднованию 750-летия нашего города.
– Мы подолгу сидели вечерами, рассуждали, спорили. В конце концов пришли к выводу, что часы должны быть большими и обязательно трехсторонними. Чтобы каждый, проходя по центру города, мог увидеть точное время. Однако выяснилось, что в России такие часы не производят. Зато их можно заказать в Германии, – рассказывал в те дни газете «Калининградская правда» Юрий Находкин, президент компании «Гамма Менеджмент Групп», владевшей зданием.
В той статье отмечалось, что калининградцы стали называть башню «Пассажа» местным Биг-Беном (туристическое название часовой башни Вестминстерского дворца в Лондоне. – Прим. авт.), и высказывалась надежда, что врать часы не будут.
Что касается Биг-Бена, то за двадцать лет я, откровенно говоря, ничего подобного не слышал. А вот время на башне действительно всегда точное, следит за этим ангел-хранитель городских часов Александр Кучеренко, о котором не раз писала «Страна Калининград».
Стройки под прикрытием
Автор проекта «Пассажа» Вадим Еремеев, судя по всему, человек не только талантливый, но и очень смелый. Будучи председателем правления Калининградского отделения Союза архитекторов, он не побоялся подписать опубликованное в октябре 1965 года в «Литературной газете» письмо против сноса Королевского замка.Впоследствии он станет горячим сторонником сохранения Дома Советов. Ни то, ни другое здание уберечь не удалось. Одно было взорвано, другое сейчас медленно разбирают.
В нашем городе можно увидеть немало работ Вадима Еремеева. Среди них – Дом профсоюзов на улице Сергеева, областная прокуратура на Горького, здание Калининградской художественной галереи на Московском проспекте (сегодня там областной Центр культуры молодежи. – Прим. авт.). Кстати, у последнего здания недавно был юбилей: 35 лет. 24 ноября 1988 года в Калининграде открылся новый музей. Тогда, если судить по материалу «Калининградской правды», он произвел на ценителей искусства большое впечатление. «В толпе посетителей можно было услышать восхищенные реплики: «Надо же, почти как в Манеже». Ну пусть не совсем наша Художественная галерея похожа на главный выставочный зал страны, однако ее площадь, около 7,5 тысячи кв. м, – это почти половина Манежа. Более 2,7 тысячи кв. м отведено непосредственно под экспозицию произведений.
Но галерея в здании, можно сказать, не прижилась. Несколько лет назад ее, переименовав в Музей изобразительных искусств, переселили в бывшую Кёнигсбергскую биржу, здание которой в советское время использовалось как Дом культуры моряков – ДКМ.
Вадим Еремеев, рассказывая в рамках проекта Калининград.ru «Форма бетона – чем интересна советская архитектура Калининграда» об истории строительства галереи, отмечал, что в 1970–1980-е Москва разрешала строить главным образом жилые дома, общественные здания были едва ли не под запретом. Поэтому приходилось идти на разного рода хитрости.
– Виктор Денисов, председатель горисполкома, очень активный был и занимался в том числе восстановлением старых зданий. И Кукольный театр, и филармония, и краеведческий музей — это все его заслуги, – рассказывал архитектор. – Я музей (имеется в виду реконструкция Штадтхалле, где сейчас Историко-художественный музей. – Прим. авт.) проектировал десять лет, и так получилось, что его пришлось замаскировать под ремонт жилого дома, потому что ничего другого нельзя было. Ни копейки не дали бы.
С галереей вышла похожая история. Официально это был… книжный магазин.
Без аллюзий
Исследователь архитектуры Калининградскеой области Ирина Белинцева относит построенный по проекту Вадима Еремеева в 1982 году Дом профсоюзов «к числу заметных новостроек 1980 годов», который «организует площадь между Нижним и Верхним прудами в центре города».По мнению Ирины Белинцевой, этот объект четко вписывается в картину архитектурных форм предперестроечной России, «культивировавшей ясные и четкие геометрические объемно-пространственные формы». При этом они сознательно лишены каких-либо исторических аллюзий.
Похожую мысль в статье «Калининград-Кёнигсберг»: архитектура советского и постсоветского периода» высказывает архитектор Олег Васютин. По его словам, отличающий Дом профсоюзов и другое еремеевское здание – прокуратуру области – вертикальный ритм упрощенных нетектонических пилястр (то есть плоских вертикальных выступов. – Прим. авт.) – это прием, который не носит региональный характер, «так как находится в русле общих эстетических принципов и концепций архитектуры СССР, имитирующих западные образцы того времени».
Как бы то ни было, оба этих спроектированных Вадимом Еремеевым здания – одни из самых ярких архитектурных свидетельств советского времени в Калининграде.
Пожалуй, здания «Пассажа» на площади Победы – один из оригинальных образцов архитектуры Калининграда в нулевых годах
поделиться