08:20

Светлогорская канатная дорога ушла на «зимовку»

Откровенно говоря, этого давно стоило ждать. Ведь спускаться, по сути, некуда. Внизу, у моря, идет масштабная стройка. Можно прогуляться вдоль ограждений, однако это удовольствие на любителя. 
«Страна Калининград» год назад писала, что новый променад (он, как представляется, будет таковым, несмотря на то, что официально происходящее на пляже Светлогорска называется реконструкцией. – Прим. авт.) должен соответствовать открытому слева от солнечных часов в 2019 году. Завершить работы планируют в начале декабря 2024 года. 
Тем не менее на страничке администрации Светлогорского городского округа в «ВКонтакте» сообщается, что канатную дорогу откроют в мае. То есть предполагается, что к этому времени променад здесь будет пригоден для прогулок. Что ж, посмотрим…

Это не фуникулер 

Между тем многие туристы, сойдя с поезда, сразу устремляются к кассе канатной дороги. Это же не просто транспорт, а в известной степени аттракцион. Увидев закрытую кассу, гости области разочарованно поворачивают назад. 
– Жалко, что ваш фуникулер не работает, – поделилась с корреспондентом «СК» жительница Омска Елена. – Но, говорят, у вас еще и лифт есть, на котором можно спуститься вниз. 
Да, подтвердил я, лифт есть. Он находится чуть дальше по главной улице. 
А вот фуникулера в Светлогорске вообще-то нет. Даже местные часто говорят «фуникулер», имея в виду канатную дорогу. Хотя это разные вещи. Фуникулер – это когда вагончики двигаются по рельсам. И изначально в Раушене (довоенное название Светлогорска. – Прим. авт.) построили именно фуникулер. По одним данным, это случилось в 1908 году, по другим – в 1912-м. 
«Длина линии составляла 90 метров, перепад высот – 35 метров, уклон – 390°. Вагоны имели 12 мест для сидения, длину 
5 100 миллиметров (расстояние между осями – 3 000 миллиметров), вес пустого вагона – 3 тонны, а с пассажирами – 4 тонны, – писал Сергей Тархов в краеведческом издании «Балтийский альманах». – Они двигались со скорость 1 метр в секунду от электромотора мощностью 12 лошадиных сил (ток напряжением 250 В).
В 1930-е фуникулер работал в летний сезон между пляжем и верхней станцией, располагавшейся близ курзала, с 8 часов утра до полуночи. Стоимость проезда вверх составляла 15 пфеннигов, а вниз – 10 пфеннигов. Абонементная книжка из 11 билетов стоила 1 рейхсмарку. Фуникулер обслуживал всех отдыхающих, связывая верхнюю террасу и пляжную полосу, где любили прогуливаться не только курортники, но и местные жители (в городке жило тогда 2,5 тысячи человек)». 

Ведомственные барьеры

Во время войны фуникулер не пострадал, однако долгое время не работал. И это обстоятельство у многих вызывало удивление. Летом 1958 года в «Калининградской правде» был опубликован «сигнал» некоего Н. Аверина, который обращал внимание на то, что в Светлогорск поправлять здоровье приезжают тысячи  гипертоников и сердечников со всей страны. Им вредны чрезмерные физические нагрузки. Избежать же их, поднимаясь и спускаясь по крутым слонам, сложно. 
«Как известно, прежде в Светлогорске при спуске к морю действовал фуникулер, – напомнил читатель. – Железнодорожное полотно и вагончики исправны и сейчас. Две закрытые посадочные платформы – верхняя и нижняя – требуют лишь незначительного ремонта. Несмотря на все это, фуникулер все же не работает. Почему?»
Ответ, по мнению автора заметки, прост: «Действуют ведомственные барьеры. Дело в том, что фуникулер находится на территории Светлогорского санатория Министерства обороны, которому экономически невыгодно одному эксплуатировать фуникулер». 

Привет из Армении

И скоро проблема была решена. То ли эксплуатировать фуникулер стало выгодней, то ли кто-то помог санаторию  материально, – неясно. Но вагончики снова стали бегать по рельсам вверх-вниз. Впрочем, продолжалось это недолго.
– Я помню, ездили два вагончика – рассказала «Стране Калининград» светлогорский старожил Лариса Новикова. – Было удобно, и цена проезда – чисто символическая, по-моему, 15 копеек (до реформы 1961 года, когда деньги деноминировали 10:1, это действительно было почти даром. – Прим. авт.). Но однажды один из вагончиков сломался, его отправили чинить на Калининградский вагонзавод. Там, однако,  ничего сделать не смогли и просто сдали вагон на металлолом. Эту историю мне рассказал директор военного санатория Михаил Морозов. 
Позже, в 1973 году, на месте немецкого фуникулера был построен лифт, который убрали несколько лет назад, заменив новым – на другом конце променада. 
Но одному лифту с наплывом отдыхающих справиться было сложно, поэтому было принято решение о строительстве канатной дороги. В январе 1983 года «Калининградская правда» информировала: «В Светлогорске  вступает в завершающую стадию строительство канатной дороги, которая стальными нитями тросов свяжет высокий берег с пляжем. Уже подготовлено к эксплуатации здание подъемной станции, установлены опоры, благоустроена территория, прилегающая к зоне новой канатной дороги».
Отмечалось также, что оборудование, которое будет смонтировано, изготовлено на одном из заводов Армении. Устанавливать его будут также специалисты из Армянской ССР. Торжественное открытие случилось 2 июня 1984 года. Приурочено это событие было  к празднику песни, которым в те времена открывался курортный сезон.

Вид потрясающий 

Шли годы, популярная «канатка» ветшала. В 1990-е она то работала, то не работала, а в конце нулевых закрылась надолго. В 2013 году, писала «Страна Калининград», в региональном правительстве приняли решение о восстановлении объекта туристической инфраструктуры. Из областного резервного фонда  на это выделили 10 миллионов рублей, еще 3 миллиона перечислил Светлогорский район. Закончился ремонт летом 2014-го. Открывать обновленную канатную дорогу приехал тогда губернатор области Николай Цуканов.
– Вид из кабинки потрясающий. Канатная дорога – это настоящий символ Светлогорска. Я сам в детстве любил кататься здесь, – поделился впечатлениями глава региона после спуска к морю. 
Да все мы любили кататься на «канатке», Николай Николаевич. Надеюсь, что еще покатаемся… 

Светлогорская канатная дорога ушла на «зимовку»

Спуск к морю таким живописным видом транспорта был еще и своеобразным аттракционом

Светлогорская канатная дорога ушла на «зимовку»

Туристы с грустью  смотрят на неработающую канатную дорогу. Хотя спускаться по ней сейчас просто некуда

Выбор редакции