или Зарегистрироваться
Спорт
168
0
13 декабря 2011

Бразильский мастер капоэйры: В калининградских спортсменах мощная энергия

NULL

С 5 по 10 декабря в Калининграде прошел семинар по бразильскому боевому искусству капоэйре, который провели мастера из  Бразилии Бандейра и Браулин. Алексей Алеев встретился с ними, а также с тренером калининградского отделения школы Arte de gingar* Кириллом Шаровым и куратором семинаров, старшим тренером Александром Рямзиным. Помимо спорта, обсудили глобализацию, традиции и видеоигры.

– У вас это увлечение боевым искусством семейное?

Бандейра: Мне сначала не очень нравилась капоэйра, я практиковал другой вид борьбы, но как-то раз меня пригласил позаниматься этим боевым искусством мастер Куриску. Мне тогда было 12 лет. Потом так получилось, что он женился на моей сестре и стал частью моей семьи, ну и я решил избрать для себя путь капоэйриста.

12 лет подходящий возраст, чтобы начать заниматься капоэйрой?

Бандейра: Вообще заниматься можно лет с пяти – как раз в этом возрасте можно начинать развивать координацию. Ребенок уже понимает, что делает, улавливает основные принципы, и со временем будет развиваться физически. С двенадцати лет, как занимался я, уже даже поздновато.

Как вам калининградские спортсмены?

Бандейра: Я приезжаю сюда уже регулярно в течение пяти лет, и с каждым приездом чувствуется все более мощная энергия, люди растут. Многое, конечно, следует доработать для того, чтобы этот рост происходил в нужном направлении. Мне нравится русский дух, у русских хорошая энергия.

Вот, кстати, насчет русского духа: можно ли сказать, что есть какой-то особенный русский стиль в капоэйре?

Бандейра: Когда мы с мастером Браулину в первый раз приехали в Россию, на дворе был 1998 год. Мне очень понравились сила и дух борьбы в русских людях. Это именно то, что заставляет меня сейчас чаще посещать Россию. Дух борьбы есть, скажем, и в Бразилии, но он там несколько иной. Россия отличается большей дисциплинированностью, и, несмотря на то, что капоэйра являет собой философию свободы, у вас здесь, так уж сложилось, дисциплины и определенной жесткости больше. В России люди идут прямо, никуда не сворачивая, здесь на первом месте борьба.

Вы упомянули словосочетание – "философия свободы", это основополагающий принцип капоэйры?

Бандейра: Капоэйра родилась из социального неравенства, в среде рабов, которые были угнетены другим социальным слоем. Тяжело выразить словами то, что лично я понимаю под свободой, но я так скажу: для каждого капуэйриста свобода означает что-то личное.

- Насколько это гибкий вид единоборств? Изменилась ли капоэйра с течением времени?

Бандейра: Для меня капоэйра – это в первую очередь традиция. В традиции – начало правды. Все остальные стили единоборства вышли из традиционной капуэйры. Мне не очень нравятся новые стили, потому что они отдаляют это единоборство от традиций, не передают их в исходном виде. Они в основном идут на поводу у мимолетных интересов публики, и, таким образом, трансформируется искусство, теряется традиция, и на поверхность выходит лишь то, что модно. С середины 80-х годов капоэйра была невероятно популяризована, но следование истокам было принесено в жертву моде: люди хотели видеть капоэйру как какое-то веселье, движение, акробатику, забывая при этом про корни капоэйры, про то, что заставляло человека по-особому думать о том, что он делает. Я же работаю над тем, чтобы эту философию своим ученикам передать. Допустим, такой известный стиль как капоэйра контемпоранейя включает в себя только акробатику, и в ней нет общения между людьми, только передвижение.

Рямзин: Кстати, мастера Бандейра и Браулину – уникальные капуэйристы из штата Баийя, практически единственные, кто старается поддерживать традицию.

Шаров: Баийя – это штат, в котором, собственно говоря, капоэйра и зародилась. Очень многие мастера принесли капуэйру в жертву популярности и стремятся на этом заработать деньги, мастера Бандейра и Браулину же пытаются сохранить традиции.

Бандейра: Баийя – это колыбель капуэйры, и мы, как люди, которые являются носителями бразильской культуры, практикующие и преподающие ее, чувствуем определенную ответственность за то, какой она будет преподнесена всему остальному миру. Капуэйра не может быть дана в популяризованной форме, она должна быть такой, какая она есть. Не должна быть превращена в бизнес, финансовый вопрос в данном случае вообще лучше оставить за бортом.

- В капуэйре, как я понял, крайне важно музыкальное сопровождение – как ни в каком другом виде боевых искусств?

Шаров: Вчера, кстати, на семинаре мы с учениками видели, как поет мастер Браулин. Мы мало что поняли из того, о чем он пел, но постарались проникнуться энергетикой.

Бандейра: В современной капуэйре тоже есть ритм, энергия, но тут в первую очередь важно базовое понимание действия. Если ты относишься к этому без почтения и уважения, если не осознаешь, о чем ты поешь, то в песнях нет смысла. Сейчас в современной капуэйре очень много песен, в которых нет слов, просто люди собираются вместе и поют нараспев: "Ла-ла-ла", при этом мозг не работает совершенно. Песни в капуэйре должны иметь смысл, необходимо, чтобы человек пел и думал.

Рямзин: Плюс ко всему, текст относится к происходящему, все не просто так. Каждая песня связана с какой-либо ситуацией, если песня поется и люди понимают, что происходит, то это отражается на процессах, происходящих в кругу. То есть это может быть и знаком к какому-то действию, к атаке или наоборот к успокоению.

- То есть из всего этого можно сделать вывод, что популярность не пошла на пользу капуэйре, я правильно понимаю?

Бандейра: Нет, популяризация в целом - это, конечно, хорошо. Но процесс популяризации должен происходить без отрыва от корней. Это американская штука, американская система, они хотят везде проникнуть, оккупировать все, это глобализация. Мало-помалу она наносит вред всем нам. Глобализация, как ни странно, ведет к тому, что каждый становится сам по себе, забываются традиции и изначальные идеи. Капоэйра должна позволять нам вспомнить традиции, культуру, она должна давать нам толчок и объединять нас. Но популяризация важна, в ней есть свои плюсы, взять хотя бы тот факт, что я сейчас нахожусь здесь и даю интервью.

- Когда вот вы говорите про культуру, вы имеете в виду бразильскую культуру?

Рямзин: Не совсем, в первую очередь имеется в виду какая-то социальная интеграция. Я веду занятия с детьми в школе, и как раз провожу эту социальную интеграцию в контексте капуэйры: прививаю уважение к старшим, любовь к родителям и так далее. К примеру, был случай: мы участвовали в международных соревнованиях, и мастер попросил представителей каждой страны спеть свой гимн. И все, кто представлял Бразилию, встали и спели свой гимн. А мы встали и не смогли вспомнить слова. Это говорит о том, что вот они верят в то, что делают, а нам тогда стало стыдно, но после этого мы, разумеется, тоже выучили слова. Это как раз и есть социальная интеграция: вспомнить об уважении к своей стране, об уважении к ценностям, которые она несет. Нужно научиться уважать другую культуру и глубже понять свою собственную.

- Хотел кое-каким наблюдением поделиться относительно популяризации капуэйры. Мне кажется, что в России мало что так прославило капуэйру, как серия видеоигр Tekken, в которой обильно использовались элементы из нее.

Рямзин: Когда я начинал заниматься, этих игр еще не было. Зато уже были такие фильмы, как "Рабыня Изаура", там был страшный раб, которого все боялись и который давал отбой всем плантаторам. Пуристы более молодого поколения выросли на играх, а старая школа – это "Рабыня Изаура".

* искусство джинги

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4755
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

58