Фестиваль «Территория мира — Территория музыки» (6+) на острове Канта в этом году был полон неожиданностей. Традиционно опенэйр с классической музыкой закрыл калининградское лето — и сделал это красиво и ярко.
Первая и последняя
В первый день лил дождь, бушевал ветер. Стихия трепала нотные партии, шумела в микрофонах. Но публику было не испугать: под стеной воды в дождевиках (зонты на фестивале просят не открывать, чтобы не мешать другим зрителям видеть сцену) все внимательно слушали музыку. Да ещё какую!
— Иоганн Себастьян Бах за 65 лет написал огромное количество музыки — около 180 часов. А Моцарт, проживший 35 лет, сочинил 202 часа! И мы знаем всего несколько процентов его наследия, — рассказал ведущий фестиваля музыковед Ярослав Тимофеев.
Со сцены в исполнении Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского и Академического большого хора «Мастера хорового пения» прозвучали первое и последнее произведение великого гения — симфония, которую Моцарт сочинил в 8 лет, и знаменитый «Реквием». Исполнение последнего произведения символично посвятили памяти композитора Родиона Щедрина, который ушёл из жизни в ночь на 29 августа в возрасте 92 лет.
— Музыка Моцарта гениальна, на мой взгляд, она почти не имеет порога вхождения: написана просто, как стихи Пушкина, — поделился мнением дирижёр Фёдор Безносиков, который управлял в тот вечер оркестром.
Калининградские вечера
Второй день, пожалуй, вышел у многих зрителей на первое место: известные оперные арии и дуэты исполнили лауреаты последних международных конкурсов. Мастерство, красота, артистичность, талант - в них сошлось всё. А потому даже после 2,5 часов концерта публика не хотела отпускать их со сцены. На бис Полина Шабунина, Владислав Чижов, Игорь Морозов и Полина Шароварова исполнили такие знакомые и тёплые «Подмосковные вечера», переделав их на «калининградские».
Завершить фестиваль должны были пианист Борис Березовский и скрипач Павел Милюков. Но последний заболел ковидом, и программу пришлось переделывать буквально в день выступления.
— Мы сохранили Чайковского, заменив одно произведение другим. На мой взгляд, важно, когда в программе есть что-то объединяющее, и мы постарались это реализовать, — рассказал дирижёр Арсений Ткаченко. — Я с удовольствием принял участие в фестивале в первый раз. Но в Калининградской области вообще бываю часто, мне нравится отдыхать в Светлогорске. Каждый раз, возвращаясь, вдыхаю ваш невероятный воздух и радуюсь тому, что могу снова здесь оказаться.
И такое впечатление от фестиваля, города остаётся не только у нашего собеседника. Музыканты, которых приглашают на «Территорию мира — Территорию музыки», отказываются редко.
Подготовка - за полгода
— Стараемся привозить разных музыкантов, и за все годы ни разу не повторились. Фестиваль открывает Калининграду тех, кто никогда прежде здесь не бывал: например, Хибла Герзмава, Аида Гарифуллина, Вадим Репин и другие артисты, — поделилась заместитель генерального директора «Росконцерт» Екатерина Ширяева. — Программу мы начинаем готовить зимой, к весне её утверждаем. Музыканты всегда с удовольствием соглашаются на выступление. И отказываются, только если их график плотно расписан на это время. Уже думаем про следующий год: на юбилей Калининградской области приготовим нечто особенное!
Как рассказала художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева, «Территория мира — Территория музыки» сохранит свой формат: приезжает знаменитый оркестр и три дня выступает с разными программами и дирижёрами.
— Фестиваль начался внутри собора, затем вышел на улицу. А последние пять лет проходит на соборной площади, и это особое удовольствие — слушать великую музыку, исполнителей у стен исторического здания, — поделилась Таривердиева.