
С начала 2025 года в Калининграде произошло 96 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), и это прирост на 57% по сравнению с прошлым годом. Возбуждено 8 уголовных дел, в половине из них в статусе пострадавших фигурируют несовершеннолетние.
Такие цифры были озвучены 21 августа на совещании в правительстве области под руководством губернатора Алексея Беспрозванных. Тема совещания – наболевшая: электросамокаты и организация дорожного движения. Глава области пригласил пообщаться глав администраций муниципалитетов, представителей правоохранительных органов и кикшеринговых компаний. В Калининграде их сегодня три - МТС Юрент, Whoosh и Яндекс.
Больше всего и самих СИМ, и происшествий с ними по понятным причинам - в областном центре. По словам главы администрации Калининграда Елены Дятловой, с начала года и до 15 августа только кикшеринговые компании оформили более 2 миллионов поездок на электросамокатах. Поэтому за безопасность пешеходов (по статистике, основное место ДТП с СИМ – тротуары) здесь борются наиболее активно.
При этом, уточнила глава администрации, в Калининграде сегодня не ставится вопрос о полном запрете движения самокатов, как это уже сделано в других городах.
— Тем более там всё не так неоднозначно, — пояснила Елена Дятлова. — Прокуратура после проведения проверки нашла нарушения в решении полного запрета на самокаты в Благовещенске. Потому мы для себя определили — мы за жёсткое регулирование.
Многое уже сделано. Нанесена разметка в 200 зонах размещения электросамокатов. Возле всех школ определены ограничения парковки в радиусе не менее 50–100 метров. Организованы 7 зон полного запрета самокатов и 24 зоны ограничения по скорости до 15 км/ч.
На совещании была упомянута интересная деталь по поводу скоростного порога.
— Мы долго консультировались со специалистами, можем ли сделать ограничение до 10 или даже 5 км/ч, — рассказала Елена Дятлова. — Но оказалось, что это невозможно — на такой маленькой скорости нельзя сохранить равновесие, и самокаты будут падать.
Однако парковки и ограничения по скорости — это реально только для прокатного транспорта. Для частных самокатов (в кикшеринговых компаниях их называют частный флот. — Прим. авт.) контроль законом практически не писан, при этом две трети ДТП – именно с их участием.
Что делать? Алексей Беспрозванных по итогам совещания дал его участникам конкретные поручения.
1. Проработать вопрос идентификации электросамокатов, особенно для частных пользователей.
— Продумаем создание региональной системы регистрации, при необходимости выйдем с инициативой на федеральный уровень, — сказал губернатор.
2. Рассмотреть повышение компаниями штрафов за неправильно припаркованные самокаты, передачу их несовершеннолетним.
3. Проработать вопрос ограничения скорости СИМ по всему региону.
4. Продумать создание инфраструктуры для парковки всех электросамокатов.
Глава области дал коллегам две недели на формирование комплексного решения, которое обсудят на следующем совещании в правительстве.