В воскресенье, 15 июня, замок Тапиау в Гвардейске стал центром музыкального притяжения. Фестиваль собрал в Калининградской области лучших исполнителей, дирижёров, юных талантов и преданных слушателей не только со всей страны, но и мира. Эти несколько дней были насыщены символами, эмоциями и искусством. Они стали настоящим праздником, в котором история, культура и будущее звучали вместе.
День, в котором ожила память: концерт юношеского оркестра
Дневной концерт прошёл во внутреннем дворе замка: на сцену вышел Детско-юношеский симфонический оркестр Калининградской области под руководством Михаила Кирхгоффа. В Год защитника Отечества и в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне юные музыканты представили программу «Поколение победителей». Со сцены прозвучала «Смерть Озе» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» — и в этом произведении словно ожила боль и героизм. А затем, как гимн поколению победителей, зазвучали песни военных лет — «Смуглянка», «Майский вальс», «Тёмная ночь», «Случайный вальс», «День Победы».
Особый отклик вызвало выступление солиста Ильи Крестоверова, чей голос переносил слушателей в то время, когда песня была опорой, светом и надеждой. Сила этого концерта заключалась в простом: юные играли о тех, кто когда-то сражался за их право жить.
Симфония заката: Чайковский под открытым небом
Вечером замок Тапиау преобразился — на открытой площадке начался закрывающий гала-концерт, который стал кульминацией и венцом фестиваля.
— За это короткое, но насыщенное время на сценах фестиваля выступили более 300 артистов, состоялось семь великолепных концертов, каждый из которых по-своему откликнулся в сердцах зрителей. Уверен, что каждый нашёл в этих выступлениях именно то, ради чего пришёл — будь то любимое произведение, новое музыкальное открытие или просто эмоциональное прикосновение к прекрасному. Фестиваль «Кантата» растёт не только по масштабам, но и по значимости. В этом году он прошёл сразу в 12 регионах страны. Сегодня, завершая фестиваль, я хотел бы уже вместе с художественным руководителем фестиваля Кристианом Кнаппом поставить перед нами новую задачу: пусть следующий фестиваль будет посвящён 80-летию Калининградской области — региона, рожденного Победой, региона, который мы вместе развиваем, сохраняем и любим. Убеждён, что это станет особой темой, тронув сердца всех, кто живёт на этой земле. Я искренне благодарю всех, кто посетил концерты фестиваля. Знаю, что попасть на них было непросто — интерес огромный, и это радует. Артисты чувствуют вашу поддержку, и она вдохновляет их на новые высоты, — сказал в приветственном слове губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных.
Первое отделение было посвящено великому Петру Чайковскому — композитору, чья музыка находит отклик в каждом сердце. Зазвучал Полонез из «Евгения Онегина», и сразу же во всём пространстве замка возникла атмосфера русского бала. Затем последовали арии, романсы и дуэты из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта».
Исполнители Иван Гынгазов и Татьяна Павловская покорили слушателей не только мастерством вокала, но и редкой глубиной образов. Их дуэт стал эмоциональной вершиной — диалогом любви, обреченности и света.
Во втором отделении прозвучали «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова — одно из самых мощных и философских произведений композитора. Под управлением дирижёра Кристиана Кнаппа Московский государственный академический симфонический оркестр превратил этот вечер в один из ярчайших концертов всего фестиваля. Пульсация ритмов, смена настроений, свет и тень, торжество и тоска — казалось, сама история России, с её трагедиями и надеждами, звучала в этих нотах.
Андрей Борисов: «Мы создаём культурную среду, а не просто концертную афишу»
- Что можно сказать о пятом, юбилейном фестивале «Кантата»? Конечно, главную оценку дадут жители Калининградской области, зрители и слушатели, которые пришли на концерты. Но я убеждён — эта оценка будет высокой. Потому что есть все основания так считать. Фестиваль задумывался как локальное событие — для калининградцев и гостей региона, как мост между Калининградом и большой Россией, когда ведущие артисты страны приезжают и делятся своим искусством. Но сегодня мы видим, как этот проект вырос: «Кантата» стала не просто всероссийским, а фактически международным фестивалем. И это больше, чем музыка. Открытый, многослойный культурный проект. В этом году к фестивалю присоединилась Третьяковская галерея. Прошла образовательная программа. Мы подключаем живопись, скульптуру, кино, науку, психологию — всё, что формирует культурную среду. Мы создаём аудиторию не только музыкально образованную, но культурно широкую, — поделился эмоциями художественный руководитель фестиваля, генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Андрей Борисов.
Когда прозвучал последний аккорд, зал взорвался овациями. Люди не хотели отпускать ни оркестр, ни дирижёра.
Серия концертов — больше, чем культурное событие. Фестиваль стал живым диалогом между эпохами, народами, музыкантами и зрителями. Эти три дня — доказательство того, что музыка по-прежнему объединяет, вдохновляет и формирует культурную идентичность региона и страны. Калининградская область и зритель приняли фестиваль с открытым сердцем, и он ответил тем же — глубиной и масштабом. А значит, это не финал, а уверенный шаг в будущее: к новым сценам, именам, смыслам.