Известный калининградский поэт и писатель, председатель региональной организации Союз российских писателей Борис Бартфельд рассказал про отца - участника штурма Кёнигсберга.
Дошёл до Пиллау
В 18 лет Нухим Моисеевич Бартфельд пришёл в военкомат из дальней бригады в Саратовской степи и попросил отправить его на фронт. Окончив курсы связистов, он попал на 3-й Белорусский фронт. Был сержантом, командиром отделения связи в противотанковом истребительном полку.
- Отец участвовал в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга, закончил войну под Пиллау (современный Балтийск). После служил под Багратионовском до 1949 года. А потом тут и остался - возвращаться было некуда. Во время короткого отпуска он съездил в родной посёлок в нынешней Ивано-Франковской области, где когда-то жило около 3 000 евреев. Из них не осталось никого, - делится наш собеседник.
О войне, как и многие её участники, Нухим Моисеевич рассказывал мало. Некоторые из воспоминаний его сын включил в свой роман «Возвращение на Голгофу» (16+). Действие в книге происходит в Восточной Пруссии в двух временных отрезках - в 1914 и 1944 годах.
- Особенно мне запомнился рассказ отца про командира артиллерийской батареи, где он служил, - говорит писатель. - Тот был всего на 4-5 лет старше, 23-летний мужчина. Его родственники погибли, так что он ненавидел фашистов и был заряжен на войну. Профессия связистов и так была опасной: их гибло больше, чем артиллеристов, потому что нельзя было сидеть в окопе или где-то ещё - надо было бегать от орудия к орудию, обеспечивать провод- ную связь. Так вот на новом месте днём командир делал съёмки и расчёты, а ближе к ночи заставлял солдат выкатывать орудие в заданную точку на прямую наводку, делать всего один выстрел и откатывать орудие назад . Я всегда спрашивал: почему один только выстрел? Оказалось, был случай, когда они делали серию выстрелов - и их успели накрыть. Всё это командир делал самовольно, без разрешений. Солдаты роптали, но всё равно его ценили и любили. В 1944 году комбату осколком от случайного снаряда отсекло голову. Причём не в бою, а когда они на территории нынешнего Нестеровского района просто стояли на хуторе, занимались хозяйственными делами. Для отца, к которому командир относился как к младшему брату, это была большая потеря.

Призвание педагога
После службы отец нашего собеседника поступил в только что созданный в Калининграде педагогический институт на физико-математическое отделение. Позже по распределению приехал в среднюю школу в пос. Новостроево Озёрского района, где проработал всю жизнь.
- Маму он встретил именно там: она приехала в эту школу после пединститута в Брянской области, - рассказывает Борис Бартфельд. - Отец был директором школы, но недолго, не любил хозяйственную деятельность. Его страстью было преподавание физики. И педагогом он был блестящим - одним из лучших в области! Я, ученик сельской школы, выигрывал областную олимпиаду, участвовал во всесоюзной олимпиаде.
Война для участников боевых действий имела сверхважное значение.
- У отца на фронте прошла лишь небольшая часть жизни - дальше было много лет уже мирного труда. Он пользовался большим уважением и в школе, и в колхозе, и в районе. И для меня было огромным удивлением, что, когда отец уже серьёзно болел, его главным желанием было дожить до 1995 года и увидеть, как будут отмечать 50-летие Победы. Эти полтора года на фронте оставались самыми важными в жизни, - говорит он.
Увидеть следы
Борис Бартфельд считает, что важно сохранить память.
- Когда я был мальчишкой, все мужчины вокруг меня были участниками Великой Отечественной войны, - поделился писатель. - Их рассказы часто касались меня лично. Иногда совсем неожиданно. Например, о радистке Анне Морозовой. В 1942 году она руководила подпольной группой на аэродроме «Сещи», и они передали точные сведения о том, что там немецкие самолёты. Благодаря этому наша авиация сумела разбомбить авиачасти. А затем Анна оказалась в легендарной группе «Джек», действовавшей в Восточной Пруссии. В конце 1944-го наших разведчиков преследовали немцы, остатки группы окружили в Польше. Тогда Морозова взорвала гранату и погибла вместе с врагами. Посмертно она получила звание Героя Советского Союза. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что младший брат моей мамы был женат на младшей сестре этой храброй женщины. Всё в жизни удивительно переплетено.
Нужно находить современные формы, чтобы рассказывать молодому поколению о героизме и важнейших уроках Великой Отечественной войны.
- Может быть, через какие-то личные истории, связанные с семьями молодых людей. Это трудная, но важная задача. Надо бывать в тех местах, где проходили бои, чтобы своими глазами увидеть следы, почувствовать. Например, около музея «Командный пункт 43-й Гвардейской армии» в Холмогоровке есть парк - он весь изрыт воронками, которые и спустя 80 лет хорошо видны, - говорит Борис Бартфельд.
О проекте
В Калининграде стартовал уникальный проект к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студенты и эксперты БФУ им. И. Канта создают базу данных участников Восточно-Прусской операции 1945 года. В планах сделать её доступной для всех желающих: можно будет найти информацию о своём родственнике. Также в рамках проекта выходит подкаст с воспоминаниями родственников ветеранов. Газета «Страна Калининград» стала партнёром проекта «Дети победителей. Медаль «За взятие Кёнигсберга» и знакомит читателей с самыми интересными историями.