08:17

В Калининграде власти намерены поменять приоритеты для транспорта и пешеходов

На прошлой неделе в эфире «ГорПросвета» власти рассказали, как собираются развивать инфраструктуру для велосипедов и самокатов. 

И дали понять, что от этих средств индивидуальной мобильности (СИМ) нам уже не отказаться - они стали частью жизни и их интересы будут учитывать наравне с пешеходами и автомобилистами.

Машина - у каждого 

В ближайшие десять лет автомобилизация калининградцев продолжится. По прогнозам, если сейчас машина есть практически у каждого второго горожанина, то к 2035 будет почти у каждого. 

- Сегодня в городе 425 машин на тысячу жителей, а к 2035 году их число может превысить 700. Если ничего не менять, к 2035 году Калининград превратится в одну большую пробку, - считает глава комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации Антон Романов.

Чиновник привёл две стратегии решения проблемы. Первая и привычная - увеличивать пропускную способность и расширять улично-дорожную сеть. Вторая направлена на снижение использования индивидуальных автомобилей, увеличение доли общественного транспорта и СИМ и использование интеллектуальной транспортной системы с регулировкой проезда перекрёстков (она работает на ул. Черняховского, Гагарина).

- Мы хотим перевернуть пирамиду. Много лет маломобильные граждане (мамочки с колясками, пожилые и т. д. - Прим. авт.) находились в самом низу, за ними шли велосипедисты и пешеходы, затем общественный транспорт. Больше всего внимания уделялось личному автотранспорту. В новом варианте, к которому стремимся, вниз уходят машины, а на самом верху оказываются пешеходы, - пояснил Антон Романов. - Процесс это не быстрый, но, думаю, эффект мы увидим в течение 15 лет.

В Калининграде сейчас две тысячи парковочных точек для электросамокатов. Их можно увидеть в приложении  | Фото: Александр Мелехов
В Калининграде сейчас две тысячи парковочных точек для электросамокатов. Их можно увидеть в приложении. Фото: Александр Мелехов

Велосипедистов всё больше

Если раньше дорожную инфраструктуру делали прежде всего для транспорта, по остаточному принципу - для пешеходов и вообще не учитывали велосипед (его рассматривали как транспорт для отдыха, а не как полноценного участника движения), то сейчас всё меняется.

- В прошлом году мы сделали 11,5 километра велоразметки. На 1 января 2025 года в Калининграде обустроено 97 километров велодорожек, - привёл данные чиновник.

Велосипеды и самокаты стали частью городской жизни. И для них продолжат строить как отдельные велодорожки, так и выделять им место на тротуарах.

- Количество пользователей велосипедами и самокатами в Калининграде растёт на 4 % в год, по самой скромной оценке сегодня это уже 30 тысяч человек. Причём круглогодично, поскольку погода позволяет, - рассказал Романов. - По генплану до 2035 года понятно, какие районы будут расти, где есть запрос на инфраструктуру - и с учётом этого мы проектируем и строим дороги. Больше всего плотность растёт на Сельме, в Восточном и Южном жилых районах.

В новых проектах сразу предусматривается пешеходная и вело-самокатная инфраструктура. Но там, где микрорайоны уже сложились, она тоже будет постепенно появляться. Продолжат ставить велопарковки, транзитные мусорки вдоль велодорожек (чтобы мусор можно было выбрасывать не спешиваясь), тестировать временную разметку (сейчас её делают на Советском проспекте). 

Будут появляться велополосы и на отремонтированных тротуарах.

- Если в 2023 году мы сделали около 4,5 км, то в 2024-м - 8 км. На этот год запланирован ремонт 16 километров тротуаров, - привёл данные Романов. - Постепенно занимаемся и понижением бортов тротуаров. На переделанных улицах оно предусмотрено сразу, на других делаем постепенно - около 30 мест в год в центре города, больше не позволяет ресурс. 

Власти предлагают поменять приоритеты в пирамиде, чтобы в центре внимания оказались пешеходы | С сайта администрации Калининграда
Власти предлагают поменять приоритеты в пирамиде, чтобы в центре внимания оказались пешеходы. С сайта администрации Калининграда

Парковки для СИМ

Отдельный разговор во время эфира был посвящён электросамокатам: их стало много, пешеходы часто жалуются на самокатчиков. Те носятся с большой скоростью, иногда врезаются в людей. А ещё бросают СИМ как попало и мешают нормально ходить по тротуарам.

- В Калининграде на сегодня - 4 000 самокатов и по городу - 

2 000 парковочных точек (это места, которые никак не выделены визуально, но которые можно увидеть в приложении и там оставить самокат. - Прим. авт.). Мы выделяем специальные парковки с разметкой. В прошлом году в качестве эксперимента таких сделали 20 - сработало хорошо, пользователи СИМ готовы ставить их нормально, - поделился информацией замначальника отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения Виталий Корягин. - В этом году сделаем ещё 200 парковок, в основном в центре города, где больше всего плотность потока.

Есть и такая идея: делать окончание ренты самоката только по фото.

- То есть вы взяли самокат, проехали, затем припарковали его в разрешённом месте, сфотографировали - и только после этого сеанс и оплата услуги завершаются, - пояснил Корягин. 

Хотят власти ограничить и скорость самокатов. 

- В местах с повышенным пешеходным трафиком планируем ограничить скорость самокатов до 15 км/ч. Рассматривается вопрос и о том, чтобы сделать её по всему городу 20 км/ч (сейчас это 25 км/ч. - Прим. авт.), - объявил чиновник.

Сейчас обсуждают с операторами СИМ, возможно ли это технически (подобные ограничения есть в Екатеринбурге, Омске и других городах). Загвоздка только в личных самокатах.

- Речь идёт только про арендные СИМ, личный самокат не может иметь по закону ограничений по скорости. Тут уже ответственность владельца, - пояснил Антон Романов.

Займутся власти и пропагандой правильного использования электросамокатов: об этом будут рассказывать школьникам, сейчас разрабатывают обучающие материалы. Будут появляться 

и специальные тренировочные городки, где все желающие смогут протестировать свои навыки вождения этого вида транспортного средства.

- В прошлом году некоторые операторы делали временные городки, где можно было бесплатно взять самокат и поучиться правильно им пользоваться в условиях города, - рассказал Романов.

Что касается штрафов за нарушения - на самокатах часто ездят дети (хотя до 18 лет аренда запрещена), по несколько человек (разрешено только одному), власти обещали эти вопросы проработать.

- В прошлом году были рейды ГИБДД с операторами, нарушителей ловили и наказывали. В Телеграме есть чат-бот, на который можно присылать фото и видео нарушений с прокатными СИМ - @samokat_ru_bot, - рассказал Антон Романов. - Дети не могут арендовать самокат, и если едет ребёнок, значит, взят он родителями (или с их карты). Мы работаем по этому вопросу с операторами, они мониторят нарушения, есть специальная инспекционная служба. Но тут нужна и гражданская позиция: взрослые должны понимать всю опасность и следить, чтобы их дети так не делали. 

Выбор редакции