Напротив – здание знаменитой Янтарной мануфактуры, которое, хочется верить, рано или поздно приведут в порядок. Рядом также Музей изобразительных искусств (бывшая биржа, в советское время – ДКМ. – Прим. авт.), с другой стороны улицы Портовой – Фридрихсбургские ворота, а на противоположном берегу реки – Музей Мирового океана. Все эти объекты включены в Музейный квартал, о котором так много говорят в региональном министерстве по культуре и туризму.
Черные «палатки»
Но местные власти приняли решение использовать этот участок по-другому. Долгое время там находилась автостоянка. В 2016 году комитет архитектуры и строительства администрации Калининграда выдал разрешение ООО «Патефон» на стро-ительство на этом участке шестиэтажного административно-торгового здания площадью 11 008,3 кв. м с подземными помещениями и автостоянкой.Около двух лет за забором, которым огородили участок, была тишина. Активная фаза началась в 2019 году. Резкий старт, возможно, был связан с тем, что разрешение на строительство истекало в ноябре 2020 года.
При этом что строили, по какому проекту, было неясно. Никаких информационных баннеров на заборе не наблюдалось. В итоге появился комплекс, который выглядит, мягко говоря, странно. С виду это какие-то черные, напоминающие автомойки, палатки. И все это по-прежнему окружено сине-белым забором.
Сейчас на пересечении улицы Портовой и Ленинского проспекта в Калининграде стоят довольно странные черные «палатки»
«След» субмарины
На прошедшем недавно заседании архитектурно-градостро-ительного совета стало ясно, почему: вместо убогой конструкции инвестор собирается построить семиэтажный дом с магазинами (преполагается, что среди них будет супермаркет. – Прим авт.) и кафе со встроенной парковкой внизу.Проект сразу же вызвал удивление. Кто-то обратил внимание на то, что в нем, словно как в пироге, вырезан кусок. Оказалось, это неспроста. Проектировщики вынуждены были учитывать защитную зону пришвартованной на противоположном берегу реки подлодки Б-413 как объекта культурного наследия.
Ирония состоит в том, что лодку давно переместили в другое место – ближе к двухъярусному мосту, но дом проектировался так, словно она – на старом месте. Впрочем, как выяснилось в ходе обсуждения, на месте субмарины стоят другие приписанные к Музею Мирового океана суда, в частности СРТ-129, и у них тоже есть защитная зона.
В целом же проект подвергся серьезной критике. И не только из-за «вырезанного куска». Жестче всех высказался архитектор Сергей Гулевский.
– У меня язык почти присох! – признался он. – Печально смотреть на такие проекты. Это же центр города! Акватория реки! Уникальные объекты рядом! А качество архитектуры – обыкновенный дом эконом-класса.
Гулевский сравнил комплекс с кашей и выдал вердикт, что в нем «плохо все». В итоге проект был отправлен на доработку.
Надо полагать, через некоторое время на суд архитекторов будет представлен еще один вариант. И его, возможно, даже сочтут интересным. Но насколько в принципе на этом месте уместны многоэтажки? Этот вопрос звучал в ходе обсуждения. И был он, разумеется, риторическим.
По существующим правилам жилье здесь строить можно. А раз так, то надеяться, что застройщик изменит решение, было бы наивно. Но хочется верить, что новый проект будет удачно вписан в сложившийся архитектурный ландшафт.
Напомним, что несколько лет назад земельный участок, находящийся с другой стороны эстакадного моста – рядом с бывшим ДКМ, был выделен мэрией ООО «Патефон» для строительства торгового центра. Но протест жителей окрестных домов оказался столь решительным, что планы так и не сбылись. Горсовет сначала изменил назначение этого участка, запретив там любое капитальное строительство, а потом город и вовсе передал эту территорию области. И сейчас на этом месте – любимый калининградцами и гостями города сквер с фонтанами.
Как обком партии
В январе на градосовете «зарубили» проект научно-учебного центра Московского госуниверситета на реке Тростянке под Зеленоградском. На последнем градосовете представили новый вариант, совершенно непохожий на старый, который, как тогда выразился архитектор Олег Васютин, был похож на «типовой проект 1960-х годов какой-нибудь общеобразовательной школы или обкома партии».– На рабочей группе было рассмотрено три варианта – облако, корабль и волна, – рассказал проректор МГУ Алексей Бирюков. – Сошлись на мнении, что современный облик здания в духе модернистской архитектуры, где-то напоминающий облако, парящее над озером (такой поэтический образ), является более правильным.
Предполагается построить два четырехэтажных корпуса высотой 18 метров. Один – для обучения и научной работы, во втором будут жить студенты и сотрудники. Корпуса соединены аркой, которая напомнила проректору МГУ работы Сальвадора Дали.
«Подраздуть бока»
Алексей Бирюков пообещал, что будет благоустроена набережная Тростянки, хотя университет это делать и не обязан.– Мы предусмотрели вариант создания понтонного моста, чтобы рыбаки, которые там днюют и ночуют, чувствовали себя комфортно на специальных стульях, — сказал он.
Также планируются велопарковки. Возможно – кафетерии, пункты проката инвентаря и прочие удобства для рыбаков.
Члены градосовета в целом отнеслись благосклонно к «облачному» архитектурному решению. При этом было высказано мнение, что комплекс не достаточно напоминает облако, мало воздуха. В ответ Бирюков пообещал, что корпусам можно «подраздуть бока».
Высказав несколько замечаний в отношении отдельных архитектурных деталей, градостроительный совет одобрил проект.
Так выглядит территория на реке Тростянке, где появится научно-учебный центр Московского государственного университета