2008-й: в поисках инвестора
Калининградское правительство во главе с Георгием Боосом полетело в Канны искать инвесторов на свои проекты. Идеи архитекторов представили на крупнейшей Международной выставке недвижимости MIPIM-2008. Проектировщики предлагали на месте средневекового городка Альтштадт построить гостиницы, торговые центры и пешеходную улицу. Московский проспект спрятать в тоннель, а над ним возвести административные здания. Восстановить Королевский замок, а территорию у Дома Советов застроить деловыми центрами.2014-й: помощь Крыму
В том году с нами случилось присоединение Крыма. И в начале весны губернатор области Николай Цуканов призвал региональный бизнес материально помочь жителям полуострова. Предприниматели собрали 3 млн рублей – по сообщению администрации Севастополя, эти деньги пошли на социальные выплаты и пенсии.2015-й: смерть на недострое
Страшная трагедия произошла в Черняховске: играя на территории недостроенного дома, погиб 11-летний Саша Зайцев. Четвероклассник пытался отскочить, когда бетонные плиты стали заваливаться, но не успел. Уже на следующий день опасную развалину, которая стояла в таком виде двадцать лет, снесли. На ее месте посадили деревья, а по всему Черняховску срочно начали огораживать опасные объекты.После смерти ребенка возбудили уголовное дело. Здание, которое когда-то принадлежало Черняховскому мясокомбинату (он обанкротился), в 2014 году выкупил бизнесмен Дмитрий Костыря. Забором его не обнес, собирался демонтировать и плиты продать. В феврале 2016 года он как раз начал разбирать строение. Бизнесмена оправдали.
Второй день после гибели ребенка, экскаватор разравнивает завал
2016-й: борьба за склон в Светлогорске
Весна началась со скандала: 2 марта автобусы четырех из восьми компаний, осуществляющих общественные перевозки в Калининграде, не вышли на линии. В городе случился транспортный коллапс.Сама история началась в конце 2015 года. Тогда частные автоперевозчики написали письмо президенту с жалобой на городские власти. Они назвали ситуацию «рейдерским захватом» и попыткой отдать все потоки муниципальному предприятию. Фактической причиной стала попытка властей провести конкурс на пассажирские перевозки до того, как вступит в силу новый закон, регламентирующий эту деятельность. Мэрия объясняла свои действия заботой о пассажирах, а недовольство перевозчиков тем, что от них требовали обновления автопарка и не давали повысить цену на проезд.
Этот спор и привел к тому, что калининградцы 2 марта добирались на работу пешком. Тогда все довольно быстро стабилизировали: уже на следующее утро глава Калининграда Александр Ярошук извинился перед горожанами за неудобства.
С перевозчиками нашли компромисс – конкурс проводить не стали, а подписали допсоглашение еще почти на полгода.
Что происходит сегодня? Последний конкурс состоялся прошлой зимой – по нему определены компании (их 15), чьи автобусы будут возить калининградцев до 2023 года. Больше половины лотов достались «Кали-нинград-ГорТрансу».
В июле 2021 года глава администрации Калининграда Елена Дятлова сообщила, что с 2023 года на конкурс будут допускать только автобусы с кондиционерами. А глава комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации города Олег Кутин рассказал РБК Калининград (16+), что от перевозчиков потребуют обновления парка за три года примерно на 30%. Кроме того, они должны поставить видеонаблюдение, GPS-навигацию и инфотабло.
Еще один скандал года – строительство «стакана» в Светлогорске. На склоне около променада и лестницы к Солнечным часам должен был появиться 14-этажный апарт-отель со смотровой и вертолетной площадками, рестораном и т. д. Но поднялся народный бунт: местные жители были против громадины и сомневались, выдержит ли ее склон. Начались петиции, пикеты, обращения в прокуратуру.
Все получилось – уже осенью губернатор Николай Цуканов приостановил стройку (местные власти ее по-прежнему поддерживали). Финальную точку поставил уже Антон Алиханов в 2019 году. Заборы убрали, склон благоустроили, лестницу отремонтировали. Сам участок перевели в зеленую зону и запретили там какое-либо строительство.
Ради «стакана» успели срубить деревья
2017-й: историческое здание оживает
Бывшая янтарная мануфактура на ул. Портовой – одна из самых колоритных заброшек в городе. Здание построили в 1899 году, после войны оно пострадало, но там провели реконструкцию и передали в собственность Министерства обороны. В 2006 году военный городок законсервировали, и комплекс долгое время пустовал.В 2017 году мы в очередной раз писали о судьбе этого объекта культурного наследия. Его передали двум хозяевам – Музею янтаря и Музею Мирового океана. Планы вдохнуть в него новую жизнь были, а вот денег не было. Менялись идеи того, что появится внутри, а здание продолжало разрушаться.
К сегодняшнему дню все оптимистичнее. В январе 2022-го в части здания Музея Мирового океана даже открылась выставка. Музей отремонтировал старые боксы, превратив их в реставрационные мастерские и залы для выставок. Готов проект историко-культурного центра «Морское наследие» – работы оценили в 300 млн рублей. Внутри появятся экспозиции, общественные пространства, бассейн для аквалангистов.
Музей янтаря по своей части проект тоже подготовил (в него входят экспозиции, хранилище, библиотека, архив, а также янтарная комната и янтарный кабинет прусского монарха Фридриха I), в прошлом году региональные власти выделили на ремонт 248 млн рублей.
Это фото бывшей Кёнигсбергской мануфактуры сделано в 2017 году. Сегодня здесь уже проходят выставки, но работы еще много
2021-й: чудо для бездомных животных
Мы постоянно рассказываем о земляках, и на этот раз героем публикации стала волонтер Лада Филипская. В ее частном приюте живут десятки бездомных собак и кошек. Женщина спасает бродягам жизнь, подлечивает и находит хозяев.Год назад мы опубликовали две истории со счастливым концом. Спасенная от смерти на цепи малышка йорк попала в семью в Вуппертале, а дворняга Луна стала сокровищем для семьи из Гамбурга. И такие чудо-истории мы продолжаем получать от Лады до сих пор!
Калининградский волонтер Лада Филипская – герой публикаций в «СК»