08:00

Большой ученый с душой ребенка

После каждого человека, когда он уходит, остается пустота. После смерти Ефима Израилевича (он скончался 8 февраля, совсем немного не дожив до 75-летия) образовалась пропасть. 
Калининградская область, страна, мир потеряли крупного ученого, обладавшего удивительно глубокими знаниями и, что не менее важно, редкими душевными качествами. Добротой, отзывчивостью и какой-то трогательной, почти детской, доверчивостью.

Страсть открывать морские тайны

К сожалению, автор этих строк оказался не на высоте во время первой встречи с Ефимом Израилевичем. Произошла она в 2004 году, когда я пришел в АтлантНИРО, чтобы написать о руководимом им институтском музее, который обладал богатейшей коллекцией связанных с Мировым океаном предметов. 
Музей и впрямь оказался интереснейший. Экспонаты там, без всяких натяжек, уникальные. Мне больше остальных запомнилось чучело гигантской рыбы-луны и эмбрион кита-горбача, представляющий собой двух сросшихся зародышей – как сиамские близнецы. Ефим Кукуев предположил, что эта аномалия как-то связана с испытаниями французами водородной бомбы у атолла Бикини в 1966 году. 
А еще я заметил тогда в кабинете у ученого несколько размороженных морских рыбок. Словно он хотел приготовить их себе на обед.
– Это очень редкие рыбы, – улыбнулся Кукуев. – Они водятся в подводных горах, расположенных южнее Азорских островов. Мой знакомый моряк, вернувшись из рейса, рассказал необычную историю. Как-то раз он вместе со всем экипажем отведал странной рыбы. На вкус ничего особенного. Но потом с командой начали происходить удивительные вещи. Рыбаки стали видеть яркие эротические сны. Да и днем моряков не покидало удивительно сильное сексуальное возбуждение. 
Потом, уже сойдя на берег, знакомый Ефима Израилевича, зная страсть ученого раскрывать разного рода морские тайны, принес ему несколько рыбешек для исследований. Насколько помнится, никаких результатов они не дали. Но после визита к Ефиму Израилевичу я написал статью под названием «Виагра со дна океана» в несуществующей уже газете «Калининградская правда». 
Ученый тогда немного обиделся на меня. И его можно было понять – он в течение двух часов рассказывал мне о самых удивительных процессах, которые происходят в океанских глубинах, а я сконцентрировался на какой-то ерунде. 

Редкое во все времена качество

Впрочем, долго обижаться Ефим Израилевич не умел. Он вообще с большим юмором относился себе. Редкое, надо сказать, во все, а особенно в нынешние, времена качество. Им обладают только по-настоящему сильные и уверенные в себе люди. 
Он, например, с удовольствием рассказывал, как сам становился объектом розыгрышей. Однажды к нему явился гражданин с акулой-катраном в сумке. По словам визитера, рыба была поймана в Преголе с помощью обычного спиннинга. Лишь после долгого разбирательства выяснилось, что это шутка.
Разыгрывали Кукуева и друзья-ученые. Как-то совсем давным-давно, еще в 1970-е годы, ему позвонили коллеги и сказали: «Вот ты, Ефим, дома сидишь и не знаешь, что в «Дары моря» (был такой, как сейчас принято говорить, культовый магазин в Калининграде на проспекте Мира. – Прим. авт.) привезли латимерию». А это редчайшая кистеперая рыба, обитающая в районе Коморских островов. В те времена прилавки магазинов ломились от всевозможной рыбной экзотики, поэтому поверить можно было во что угодно. Не помня себя, молодой тогда ихтиолог бросился в магазин, долго объяснял продавщице суть вопроса. Потом они вместе долго смеялись.
Ефим Израилевич обладал энциклопедическими знаниями в области ихтиологии, люди со всей области несли к нему необычных, несвойственных для наших наших мест рыб. И каждому он объяснял, как они могли сюда попасть. 
Газета «Страна Калининград» тоже не раз обращалась за комментариями к этому уникальному специалисту. И никогда журналисты не получали в этом отказа. Как мы будем теперь справляться без милейшего и добрейшего Ефима Израилевича, ума не приложу... 

Большой ученый с душой ребенка

Ефим Кукуев часто становился героем публикаций в «Стране Калининград» и всегда давал комментарии на интересующие наших журналистов темы

Отдал АтлантНИРО 55 лет

Ефим Кукуев родился в г. Клинцы Брянской области. В раннем детстве с родителями переехал в Светлогорск. В АтлантНИРО, пишет сайт klgtu.ru, 20-летний Кукуев устроился в 1967 г. на должность техника-ихтиолога в музее. Параллельно учился на заочном отделении Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства, затем в аспирантуре Института океанологии им. П. П. Ширшова Академии наук в Москве. Диссертацию защитил в 1984 г., став кандидатом би-ологических наук. 
В соавторстве и самостоятельно Ефим Кукуев написал почти 200 научных и научно-популярных работ. Огромный вклад им был сделан в дизайн музейной экспозиции института. Многие экспонаты по-явились здесь при его участии. В качестве хобби он занимался исследованием палеонтологии балтийского побережья области, разработав методику оценки стоимости инклюзов янтаря.

Большой ученый с душой ребенка

Вот такая рыба-луна весом 1 500 кг сейчас находится в музее АтлантНИРО

Вспоминает друг детства 

– Фима пришел в наш класс после лечения в костно-туберкулезном санатории в Пионерском, – рассказала Лариса Новикова. – Его посадили на первую парту, потому как он еще ходил с костылем. Я смотрела на его затылок и думала – какая смешная фамилия…
Мы дружили. Я ходила к нему на день рождения, который у него был 8 марта. Повезло Фиме родиться в такой день! Недавно он мне сказал, что книга Виктора Гюго, которую я ему подарила, у него в библиотеке по сей день.
Потом мы с ним учились в КТИ. Только я на механическом, а он на ихтиологическом. И защищали дипломы в один день, а потом праздновали это в ресторане.
Светлогорск – это прежде всего море. Но в сессию только один Фима ходил загорелый. Мы все были бледнолицые. Как-то я встретила его маму, и она рассказала Фимин секрет. Оказывается, он с семи утра загорал и купался, а потом шел домой и целый день занимался.
Я после КТИ пришла на «Вагонку», а Фима в АтлантНИРО, где проработал всю жизнь. Часто ездили вместе на электричке, вспоминали учителей, одноклассников. Я знала, что он весь в работе. Недавно я спросила, как у него с памятью. Ответ меня поразил. Фима сказал, что помнит, как называются десять тысяч рыб по латыни.
Он был очень добрым. И никогда ни про кого плохо не говорил …

 фото из архива «СК»

Выбор редакции