Среди экспертов был фотожурналист Сергей Пономарев – победитель World Press Photo, лауреат Пулитцеровской премии. Мы узнали, какой проект он делал в Калининграде, почему стал фрилансером и как соцсети изменили фотографию.
На открытых лекциях в нашем городе Сергей поделился профессиональными секретами (рассказал о процессе отбора снимков, приложениях и программах, которыми пользуется). И провел трехдневную мастерскую, участниками которой стали фотографы из Калининградской области и других регионов России.
Сергей Пономарев провел в Калининграде мастерскую и выступил с лекциями
Рассказать историю
- В чем смысл мастерской?– Ее участники должны были разработать истории, снять материал. Каждому мы дали по герою, и задачей было сделать что-то вроде «Одного дня Ивана Денисовича», то есть постараться через снимки рассказать об этом человеке что-то важное. Героями стали простые жители разных профессий и возрастов – владелец винтажного магазина, свадебный церемонимейстер, художники и артисты, врачи и так далее.
- Результатами довольны?
– Да, получились хорошие репортажи, из которых мы сделали слайд-шоу. Найти время на мастерские было непросто: много работы, но все же смог вместить визит в Калининград между двумя командировками. Не пожалел! У меня был опыт преподавания, но он мне не слишком понравился: в течение года вел курс в «Школе Родченко», там занятия продолжались год, от студентов требовалось постоянное включение — и это мало кому оказалось по силам. А здесь – интенсив, три дня человек работает на максимуме. Когда-то я сам проходил подобный воркшоп у американского фотожурналиста Эдди Адамса, оттуда и привез этот опыт.
- Наверняка молодые фотографы спрашивают у вас, с чего начать?
– Я учился на журфаке МГУ, но 90% того, что умею, дала работа в газетах. Идешь и снимаешь простые вещи. Помню, как мне нужно было сделать фотоисторию о том, как на человека падает сосулька, проиллюстрировать тему «Блондинка за рулем» или нестандартно снять чиновников и бизнесменов. Это дало опыт придумывания, режиссирования, документирования и умения наладить контакт с людьми.
Столица и пандемия
- Вы много лет работали в мировом информационном агентстве Associated Press, а потом ушли. Почему?– У меня было все (отличная техника, зарплата), но в то же время зажатость в рамки, снимал не то, что хотел сам. Агентство помогло сформировать имя, рабочий стиль (там я получил этические, технические стандарты). Сейчас заказов много – от изданий, коммерческих компаний. Сама съемка занимает не так много времени, основное — работа с архивом, продвижение и тому подобное.
- Как на работу повлияла пандемия?
– Я уже видел пандемии (снимал птичий грипп, Эболу), так что довольно быстро понял, что начинается в мире. Подготовился заранее (закупил маски, СИЗы – рассылал их потом родным). Но в плане работы эта ситуация стала стрессовой и для меня. Ощущение, когда ничего не происходит, все проекты остановились, угнетало. Пришлось спасать положение – так появился проект со снимками Москвы прошлой весной, когда многомиллионный город опустел и все сидели на карантине. Большинство коллег снимали «красную зону», медиков. Я же обратил внимание на город. Он не выглядел для меня аппокалиптичным (я бывал в разрушенных войной или стихиями местах), его скорее поставили на паузу. И на первый план вышли здания, которые в обычной жизни служат декорациями.
- Первый международный приз вы получили за снимки из Беслана, потом были разные горячие точки. Как не устать от таких эмоций?
– Из-за такого багажа у меня появился уровень «тефлона», когда ничто не прилипает. Научился впускать в себя историю настолько, чтобы хорошо сделать работу, но не дальше. Вижу примеры, когда коллеги выгорают или застревают в одной теме — это печально.
- А вы знаете, что происходит с героями ваших снимков дальше?
– С некоторыми поддерживаю отношения. Например, с беженцами с Ближнего Востока (со снимка лодки, принесшего «Пулитцеровскую премию». – Прим. авт.). Они стали прибывать на греческие острова летом 2015 года, подходящего кадра ждал несколько дней. В тот момент, как эти люди добрались до Европы, для СМИ они перестали быть интересными. Но на самом деле для них начался не менее сложный процесс: документы, поиск нового дома. Я продолжил делать их историю, и в итоге получилась книга из двух частей.
Не эмоции, а событие
– Соцсети сильно изменили нашу жизнь, а вашу работу?– Сегодня очевидцы делают кадр до того, как на место при-едут фотографы-профессиона-лы. В какой-то момент мне показалось, что фотожурналистика умерла – смартфоны почти у всех, в новостях важна скорость, а любительские кадры иногда кажутся даже более аутентичными. Но есть важное отличие: любитель снимает свои эмоции, а профессионал может отделить себя от события и рассказать историю, которая происходит. Он не просто делает кадр, а ведет документацию времени. Это всегда будет нужно.
- Что будет с фотографией?
– Много об этом размышлял, но не знаю. Она трансформируется, упрощается, но интерес к ней не ослабевает.
Сергей работал во многих горячих точках – как профессионал он не просто делает кадр, а ведет документацию времени
Так выглядела Москва во время карантина – город поставили на паузу
(фото Сергея Пономарева и из архива организаторов «Ф/школы»)
Справка «СК»
Сергей Пономарев – российский фотограф, трехкратный победитель World Press Photo, лауреат Пулитцеровской премии, обладатель «Золотой медали Роберта Капы». Его снимки публикуются в главных мировых изданиях и выставляются в самых известных галереях и музеях.