или Зарегистрироваться
Земляки
881
0
18 ноября 2019

Землячка искала отца, а нашла брата

В домашнем архиве хранится последнее письмо пропавшего без вести бойца
Валентина Гудкова последний раз видела своего отца, когда ей было всего семь лет. 
В июле 1941 года в их деревенский дом принесли повестку. После недолгих сборов Федор Матвеевич вскинул на плечо серый вещевой мешок, попрощался с домочадцами и ушел. Как оказалось, навсегда… Больше полувека родные пытались отыскать его следы.
– Отцу тогда было уже за 45 лет, – вспоминает Валентина Федоровна, – в силу возраста его отправили не на передовую, а в резерв в Калинин (ныне город Тверь. – Прим. авт.). Почти год мы исправно получали от него письма, мама читала их вслух, отец работал в кузне. 

Мастер на все руки
Сельского умельца Федора Муравьева знали не только в деревне Василево, но и во всем Калязинском районе Калининской области. Первоклассный кузнец, слесарь, столяр – мастер на все руки. 
– Хозяйства в районе были крепкие – кругом телятники, конюшни, свинарники, – продолжает Валентина Федоровна, – папа постоянно ездил по колхозам чинить сельхозтехнику, подковывать лошадей. Жили мы небедно, частенько родители бывали в Москве. Из поездок привозили гостинцы – вкусный хлеб, баранки, конфеты. Я самая младшая из четырех детей, конечно, не все отложилось в памяти. Но отчетливо помню, как отец в голубом плаще входит в комнату и высыпает на стол вафельные брикеты мороженого. Такие моменты были для меня настоящим праздником. Отец постоянно что-то мастерил, чинил. Например, только у меня в деревне были такие красивые легкие санки! 
Валентина Федоровна бережно достает из конверта ветхие пожелтевшие листочки. В уголке одного из них карандашом выведено: «1942 г., ноября 1-е, воскресенье». Это последнее письмо отца. В нем он буднично сообщает «дорогой супруге Кате», что хочет купить суконное пальто и соли, но не знает, как переслать все это в деревню. «Шлю тебе справку, по которой вы можете приехать», – пишет далее Федор жене. Однако встретиться им было не суждено. 

В списках не значится
В последней строке своего письма он сообщал, что «списки уже взяты», скоро предстоит идти в армию. 
– Фашисты стремились к Москве, – рассказывает Валентина Гудкова, – хотя мы жили в 130 километрах от столицы, деревню нашу военные действия миновали. Лишь однажды немецкая бомба угодила в реку. Мы видели, как вздыбилась тогда огромная волна. Но не так далеко от нас шли ожесточенные бои под Ржевом (город в Тверской области. – Прим. авт.). Раскаты доносились и до нас. Красная армия несла большие потери, постоянно требовалось пополнение. По-этому, несмотря на возраст, отец попал под мобилизацию. Мама тогда узнала, что отцу выдали военное обмундирование. Больше никаких сведений о нем мы не получали. Помню, как по нашей улице прошли изможденные и раненые советские солдаты, вышедшие из окружения. Я вглядывалась в их лица, надеясь узнать отца. В деревне бойцов накормили, и они двинулись дальше.
Екатерина Муравьева тщетно пыталась узнать судьбу своего мужа. В декабре 1943 года в извещении из Центрального бюро по учету потерь личного состава действующей армии она узнала, что в списках убитых и умерших от ран Федор Муравьев не числится. Официальные ответы из разных архивов были как под копирку: «В списках не значится». Лишь однажды она получила ответ, который давал надежду увидеть могилу мужа, но это оказался полный его тезка. Следы бойца Федора Муравьева оборвались под Ржевом. По разным подсчетам, в ожесточенных боях здесь с января 1942-го по март 1943 года погибло около 606 тысяч советских воинов. Это была одна из самых кровопролитных страниц в истории Отечественной войны. 
Помните эти строки Александра Твардовского: 
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте, 
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Братская могила стала родным местом
Валентина Федоровна переехала в Калининград с мамой в начале пятидесятых. Здесь сразу после войны обосновалась ее родная сестра с мужем, сюда после армии перебрался брат. Свой первый паспорт юная Валентина получала уже в новом для нее городе. Окончив вечернюю школу и смоленский техникум, стала работать в калининградском отделении связи № 17. Вышла замуж, родился сын. После смерти матери в 1983 году Валентина Федоровна продолжила поиски отца. Однажды она получила ответ, что в местечке Гермау (сейчас поселок Русское Зеленоградского района) погиб ее земляк Василий Суханов.
– В моей родной деревне практически все являлись родственниками друг другу, – продолжает Валентина Гудкова, – поэтому, увидев имя погибшего земляка, я поняла, что это мой двоюродный брат Вася. У Сухановых было четыре сына. Ни один из них не вернулся домой – Ваня погиб в Финскую войну в 1939 году, Федя в 1945 году – под Будапештом, Коля пропал без вести, Вася дошел до Восточной Пруссии. Он служил в 17-й гвардейской стрелковой Духовщинско-Хинганской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Теперь его имя увековечено на мемориале в поселке Русское. И пусть я не знаю, где оборвалась жизнь моего отца, братская могила брата стала для меня родным местом, где я бываю в День Победы. Сюда мы приезжаем всей семьей с внучкой и правнуком. 

4.-семья.jpg
1950 год. Валентина (она во втором ряду в центре) с мамой и семьей сестры 

5.-с-внучкой-и-внуком-(3).jpg
Валентина Федоровна с внучкой Ольгой и правнуком Денисом в поселке Русское на братской могиле. А это то самое последнее письмо

3.-обязательно-письмо-(4).jpg
фото из архива героев публикации

Наш «Бессмертный полк»
Газета «Страна Калининград» продолжает акцию, посвященную 75-летию Победы, которое наша страна будет отмечать 9 Мая 2020 года. До этой знаменательной даты мы будем рассказывать о ветеранах Великой Отечественной войны, партизанах, бойцах Сопротивления, детях войны, тружениках тыла, узниках концлагерей и блокадниках. Если военное лихолетье коснулось членов вашей семьи, а в домашнем архиве хранятся старые снимки и документы той поры, поделитесь этими историями.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2